Автор: К.Акматова, редактор: Г.Ибраимова
Убранство юрты и расположение внутри
По убранству юрты можно было судить о достатке хозяина, а также о его умении вести хозяйство и искусности хозяйки. В убранство входит: “жабык баш” для красоты внутри кочевого жилища, узорное широкое войлочное изделие типа шырдака, только имеет дугообразную форму, “тегирич” – широко плетенно-сотканная полоска шириной 25-30 см, бахрамами обтягивается вокруг юрты где кончается унины, а практическое предназначение ее держать юрту, не давая ей расшириться, обычно используется для красоты, а “азем боо узука и туурдука” – плетеные тесьма-веревки, “жел боо” для тюндюка – для удержания юрты от сильного ветра.
В юрте все размещается с ориентиром на очаг – коломто, который стоит прямо под тюндюком в середине пространства.
Расположение всегда делится на три части. На женскую сторону – эпчи жак и мужскую сторону – эр жак, также “төр жак”. Соответственно, вещи мужчины и женщины раскладывались и развешивались на этих сторонах. На женской стороне была особая часть, это отделенный циновкой чыгдан, там находилась кухонная утварь, хранились продукты питания. Чыгдан- циновку из чия, изготавливала обычно хозяйка, украсив орнаментами кыргызского узора. Чыгдан закрепляется специальными веревками одним концом к кухонному шесту – бакану – и другим концом к кереге”. Надо отметить, что кухонный бакан отличается от шеста для поднятия тюндюка. Он короткий, крепкий и имеет много отрубленных веток, которые будут служить крючками для различных мешочков и других принадлежностей кухни. Таким образом, внутри юрты появляется еще одно пространство.
Если входящий гость был наблюдателен, он мог сразу определить, чем занимаются хозяева, поскольку все вещи вывешивались открыто. Например, в мужской стороне могли красоваться оружие, седло, сбруи или инструменты мастера, комуз.
Овеянный мистикой төр, позади которого возвышалась стопка из красивых шырдаков, алакийизов, төшөков, подушек – жүк. Под жүк ставили сундуки с красивыми резцами, обычно сундуки заказывались у местного умельца, или покупались у купцов, проезжающих по Шелковому пути. Жүк был олицетворением богатства, место перед ним считалось самым почетным. Там могли сидеть только важные гости и уважаемые люди старшего возраста. Надо отметить, что туш кийиз – настенный ковер из вышивки, вывешивается только посередине төр. Если циновка украшена цветными узорами, то туш кийиз не обязателен.
Венцом красоты юрты является узорчатая дверь, украшенная выразительной резьбой. При этом полог юрты тоже должен быть украшен в стиле узора двери.
Узоры юрты
Кыргызский орнамент, пришедший к нам сквозь века, неизменно приковывает к себе внимание исследователей. К сожалению, уже и нет людей, которые могли бы описать и объяснить их смысл. Во время исследования мы услышали легенду о девушке с узорами.
Как-то одну девушку, сватали известные люди, но жених никак не мог добиться ее расположения, разговорить ее при встрече. Ему посоветовали подойти к ней, когда она рисует узоры для убранства юрты, чтобы разглядеть ее узоры и понять ее душу. Говорят, что жених не только разглядел узоры, но смог продолжить узоры девушки, что означало гармонию их ощущений и чувств.
Я помню, как бабушка приговаривала, вышивая узоры: Пусть вода идет к воде, цветок к цветку, пусть мой сын вернется с войны и вольется в ряды своих родных, как это вода и цветок в узоре, вот он, вот вода, вот цветок. И так дальше, вышивая узоры в туш кийизе где вода идет белой, синей струей, цветы красными. Где она подразумевала своего сына, формы узоров передавались силуэтом человека с раскрытыми руками. Это цепочка была неразрывна, повторяясь снова и снова. Вокруг сына выстраивала узоры в виде рогов, тумара. Она закрепляла свои желания в них, каким-то образом укрепляя в них свои заговоры. Казалось, что узоры будут сохранять его связь с родными, закрепляясь на материи сквозь узоры воды и цветков.
Акматова Ырысжан, Куугандинский АА, Таласский район, Таласская область, Кыргызстан
Узоры юрты были своего рода информацией для гостей, а для хозяев защитой от случайного недоброго глаза. Сакральные символы, спрятанные в узорах, передавали мысли и надежды хозяев, их молитвы и надежды. Находясь в важных местах, узоры отвлекали на себя дурной глаз, поглощая недобрую силу случайных гостей, давали чувство защиты семье.
В доме кочевника узоры были везде: на домашней утвари, в одежде, постельных принадлежностях. Вышивки мастериц, резьба мастеров, линии ювелиров, одухотворенное их руками передавали всю красоту окружающей природы, отвечая эстетическим требованиям вкуса кочевника. Это доказательство того, что юрта является для кыргыза не только жилищем, но и хранилищем знаний и навыков народного рукоделия.
Узоры предков могут повествовать о многом, отражая духовную жизнь народа. Например, есть распространенные орнаменты Умай эне или тумар, которые служат оберегом, защитой от злых духов. Каждая вещь имела свою смысловую нагрузку, поскольку мастерица думала и создавала в мыслях видение, как сделать вещь, чтобы она имела целостность, законченность. Повествование заключено в сочетаниях отдельных элементов, где комбинируются различные линии, формы. Мотивами для узоров служили животный и растительный мир, окружающие горные пейзажи, частью которых был сам кочевник. Свою любовь, отношение, заботу, страх, уважение он переносил узорами на свои вещи. Входя в свое жилище, кыргыз продолжал жить в гармонии и единстве с природой.
Сколько работаю с узорами, не перестаю удивляться глубине их смысла. Каждый раз нахожу в них вдохновение и подтверждение мудрости наших предков. На своих уроках по рисованию я пытаюсь детей учить, не только рисовать узоры, а дать пояснение смысла узоров, пищу для размышления. Но таких книг почти нет. Приходится спрашивать, искать, где-то забыто, где-то утеряно и нет людей, которые могли бы мне пояснить смысл этих узоров, чтобы я объяснила детям. Также хотелось бы иметь под рукой несложные узоры, чтобы использовать их для туш кийиза или панно, одежды, шырдаков. Я уверена, это проблема для многих женщин села, где нет рукодельниц с опытом, которые могли бы нарисовать и вырезать узоры.
Рыскельдиева Зулайка, сотрудник музея Таштар керемети, с.Боконбаево, Тонский район, Иссык-Кульская область, Кыргызстан
Собранные символы от различных людей с различными историями, пояснениями дали нам возможность сделать пояснения узоров. Также предлагаем хозяйкам посмотреть некоторые рисунки узоров от Садыбакаса, которые можно будет использовать в дизайне одежды, частей юрты, шырдака и других вещах быта.
Узор для жабык баш в юрте. | |
Узор для эшик жабуу. | |
Узор для украшения внутренней стороны юрты вокруг түндүка. | |
Этот узор используется для отдельного элемента юрты, который пришивают на передний узук. Это место узука должно расстилаться над дверьми юрты. Также при сборе юрты этот узор оставляют внутри, чтобы не перепутать части узука. | |
Узор для сотканной полосы вокруг юрты с внешней стороны. | |
Узор для текче. |
Узоры из окружаюшего мира
Земля. Мать, природа, кормилица. | |
Источник, родник. Начало жизни, начало, начинание. | |
Вечное движение (Чек-сиз кыймыл). Жизнь в движении, вечное движение, знак четырех стихий: огонь, вода, воздух, земля. | |
Солнце. Свет, светлость, познание, стремление, будущее. | |
Венера (Чолпон жылдыз). Символ чистоты, верности. | |
Алтын казык. Полярная звезда, постоянство. | |
День-ночь. День и ночь, равноденствие. | |
Омуртка, кабырга. Каждое звено неотрывно связано друг с другом, родственная крепкая связь. |
Узоры из мотивов животного мира
Карга тырмак, каз таман. Означает следы, оставление своего следа новому поколению. Само понятие следа ассоциируется продолжением рода. | |
Кочкор мүйүз, аркар мүйүз, эчки мүйүз. У кочевника основное богатство скот. Узоры, похожие на рога означали достаток. | |
Канат, жагалмай канат. Узор крыльев птицы, крылья птицы означали возвышенность и силу рода. И в то же время птица жагалмай воспринималась как защитница рода. Также сокол, птица высокого полета, оберегает род с высоты. | |
Ит куйрук. Собачий хвост, символ верности, дружбы, дружелюбия. Кумайык – дух собаки, всегда сопровождает хозяина, преданный, умный. Узор ит куйрук повторяется ритмически. В основном, узор окаймляет всю композицию, являясь его завершением. |
Узоры из мотивов растительного мира
Бадам. Косточка плода бадам – миндаля, это символ ростка, зародыша, начало жизни, развития. | |
Уч жалбырак. Трилистник - символ здоровья, источник исцеления и силы. | |
Анар. Гранат, размножение, семейственность, родственные чувства, родословная рода, так как внутри граната плоды плотно расположены друг к другу и разделены на ячейки. Это связь плодов одного дерева, рода. | |
Жоогазын. Тюльпан, первый цветок весны, обновление, яркость. |
Узоры из домашнего быта
Кереге коз. Это калкан – щит, то есть защита. Если посмотреть на шырдак или ала кийиз, то он разделен на сетку из ромбов и в середине композиции тоже ромб. Весь узор в ромбе, то есть узоры защищены с разных сторон, это символически передают стены юрты. |
|
Кулпу. Замок, крепость. За этой крепостью всегда покой и уверенность. Этот элемент узора, взят из предмета быта куржун. Он применялся для перевозок предметов быта в кочевках. | |
Тарак. Расческа, символ чистоты и порядка, чистота мыслей, упорядочивание мыслей, очищение тела. | |
Бычак учу. Пожелание высоты, достижение своей мечты, цели. Также узор, как горы окаймленные белым снегом, похож на вершины Ала-Тоо. | |
Көөкөр. Сосуд для кумыса. Узор означает достаток в доме, гостеприимство. |
Узоры из элементов человеческой фигуры
Умай эне. Прародительница, мать-олениха, которая всегда защищает своих детей. Это знак семейного счастья. | |
Беш бармак. Раскрытая ладонь, открытость, доброжелательность, приветствие, гостеприимство, знак дружбы. | |
Салбай. Это волны, защитники, сила, единство, стойкость. Узор, выстроен как воины в шеренгу, в этом случае они как щит. Так фигуры могут расположиться симметрично друг перед другом. В этом случае они смотрятся как совет, идет совет воинов, или старейшин рода. | |
Жаат. Это общество единомышленников, общность, болельщики, солидарность, поддержка, сплоченность. Каждое звено узора неотрывно связано друг с другом. Это родственная связь, семейные узы. Между большими фигурами расположены маленькие, это родители и дети, неразрывная связь родственников. |
Молодые хранители традиционных методов вышивания в г.Ак-чий, СУАР, КНР