Добавить статью
6:46, 5 декабря 2011 6370

Патовая ситуация в кыргызской культуре. Об алгоритмах культуры

Патовая ситуация в кыргызской культуре

Об алгоритмах культуры

sabdrasulov В мире множество культур и каждый из них имеет свою уникальную черту, что делает их отличной от других, но перед тем как говорить об уникальности культур в целом и об уникальности кыргызской культуры в частности стоит остановиться на, том общем, схожем, что объединяет все культуры.

Каждая культура, как ни парадоксально не звучит, похожа на своего творца. Т.е. человек созидает, создает свой схожий на себя мир. И этот человеческий мир природно-недеторминирован на существование, на воспроизводство, что и делает мир человеческий уязвимым в силу ее недетерминированности. Но именно это и является человеческим преимуществом в создании своего отличного от природного мира. Говоря точнее человек обладая свободой, начинает по своему усмотрению созидать свой только ему присущий мир который может стать как уязвимым, так и гармонично вписанным в окружающий мир.

Развитие культуры зависит от алгоритма, приданного в основе культуры. Неудачно приданный алгоритм порождает конфликты внутри общества. Так же он является основой конфликтов человека с окружающим миром. Удачно избранный алгоритм придает человеческому существованию позитивный посыл. К примеру, человек ответственен не только за себя, но и за окружающий его мир (основа кочевого образа жизни).

Алгоритмическое движение будь-то позитивное или негативное в основе имеет некий набор духовных или духовно-материальных или материальных начал. Знание этих основ предполагает и знание того что является основой человеческого духа. Знание предостерегает нас, от опрометчивых шагов могущих навлечь на нас гнев со стороны обладателя неких духовных предметов, которые мы оскверняем в силу не знания или осуществляемый в силу знания желая вывести из равновесия обладателя духовности. Возможно неосознанное или осознанное демонстративное надругательство над сакральными вещами. К примеру, использование статуэтки Будды для разбивания грецких орехов или более свежий пример из современной истории Суверенного Кыргызстана. Когда тандем Бакиев-Кулов распался, Кулов вывел людей на площадь «Ала-тоо» и построил юрточный городок. Бакиев для разгона демонстрации привлек представителей правоохранительных органов юга страны специально привезенных и идеологически обработанных по принципу юг-север. Прибывшие молодчики перестарались и осквернили одну из сакральных вещей кыргызского народа это жилище предков кыргызов боз-юй. Они не только разогнали людей, но и надругались над боз-юйем, не только переворачивая и ломая, но и оскверняя сакральный купол (тюндюк) боз-юйя.

В былые времена так могли поступать только враги кыргызского народа. Поступок, точнее проступок совершенный бакиевской командой превратил его автоматически во врага номер №1 кыргызского народа и кыргызской культуры. Обладающие мудростью аксакалы тогда изрекли, что судьба правления президента Бакиева предрешена.

Такое предвещание скорого краха правления Бакиева и его команды казалось абсурдным рассуждением. Такую уверенность им придавал факт обладания Бакиевым и его командой основами власти – сила (армия) и материальные блага. Поэтому, по их мнению, не было повода для реальных беспокойств. Но они не учли самую главную основу любой власти это доверие и поддержка народа. Этого доверия и поддержки уже не было. Даже в правоохранительных структурах и в целом в армии не было единодушного желания защищать бакиевское правление. Ведь там служили те же кыргызы душу, которых растоптали вместе с теми боз-юйями на площади Кыргызской Республики. Им тоже был нужен повод для того, чтобы опрокинуть ненавистный режим Бакиева.

Из этого примера можем сделать вывод, что народ обладает духовной основой и прямое, можно сказать, бесцеремонное покушение на нее влечет за собой неминуемое возмездие. А завуалированное покушение на духовные истоки порождает конфликты и кризисы, которые постепенно разрушают духовную основу общества изнутри. Их проводниками являются политики желающие ради сохранения своей власти осквернить и испоганить любую сакральную идею и честолюбивые патриоты-дилетанты не обладающие фундаментальными знаниями, но желающие что-либо сделать для того чтобы оставить свой след в новейшей истории Кыргызстана, точнее наследить. Здесь уместно вспомнить крылатую фразу известного философа Фридриха Ницше: «Ничего не делать лучше, чем делать что попало» к нему я добавил бы от себя: « и как попало». Именно в этом духе многое делается у нас в Кыргызстане.

О памятнике Манасу великодушному

Желание получить дополнительные дивиденды перед выборами или желание быть в числе творцов новейшей духовной истории Кыргызской Республики побудили и тех и других воздвигнуть памятники Манасу великодушному и великому писателю современности Чингизу Айтматову.

Манас великодушный это душа кыргызского народа и решение воздвигнуть памятник Манасу великодушному и место, выбранное для него искренне обрадовало меня. К тому же обрадовало и решение воздвигнуть памятник Манаса великодушного на месте «статуи Свободы» , точнее статуи свободы от духовности. Однако радость была не долгой, и все что произошло далее достойно не только горечи, но и глубокого сожаления.

Промахи, допущенные автором скульптуры, красноречиво говорят о его духовной безграмотности, халатности, безалаберности и безответственности. Отговорки типа того что его торопили неуместно, так как себя уважающий профессионал на это никогда бы не пошел.

manas Ошибки можно подразделить на два уровня: элементарный и концептуальный.

Элементарный уровень:

– Грива лошади и одежда всадника развиваются на ветру, а хвост лошади нет. За такую грубую ошибку не то что в художественной академии, а на уроке рисования поставили бы неудовлетворительную оценку.

Концептуальный уровень:

– Высота постамента и размер скульптурного изваяния сделаны на гармонии с окружающим интерьером зданий, а надо было воздвигнуть основываясь на дисгармонии исходя их того что это дух Манаса великодушного связанного с миром трансцендентным.

– Также исходя из того что это дух Манаса великодушного необходимо было скрыть его лицо маской как это в свое время сделал Мелис Убукеев.

– Поводья должны были быть в руке всадника, так как она символизирует власть, управление.

- Доспехи расплывчаты, что говорит о не знании исторической, военной традиции кыргызского народа.

– Неустойчивый силуэт лошади и приданное ей движение это не то состояние, которое необходимо на центральной площади Кыргызской Республики. Уместнее было бы придание, как всаднику, так и его скакуну устойчивое, уверенное, мужественное и духовно-окрыляющее состояние могущее вселить в душу народа духовно-возвышенное спокойствие, позитивную духовно-материальную, созидательную направленность и уверенность в благополучном будущем.

– Динамика лошади и меч в руках не лучший знак. Это готовность к бою. Силу и уверенность можно было передать и иным способом. Центральная площадь это не место для военных действий, а место символического маркирования центра духовного единения кыргызов и кыргызстанцев.

Перекосы происходили и происходят не только на основе не знания, но и на основе безответственности. Именно безответственность на всех уровнях порождает чувство безнаказанности. А уверенность в безнаказанности понижает порог ответственности и требовательности к себе и к тому, что ты делаешь, что и становиться основанием возможности не только вышеперечисленных перекосов, но и тех которые можно еще совершить. Значит и в будущем можно «лепить» что угодно и как угодно.

Именно такое чувство безответственности и безнаказанности сделало невозможным и даже излишним обсуждение и экспертизу со специалистами ( скульпторами-профессионалами, философами, историками-этнографами и специалистами, обладающими знанием не только пород, но и специфик строения боевых скакунов воинов-кыргызов) эскиза памятника Манаса великодушного. В свое время такой перекос был допущен и в построении комплекса «Манас аилы».

О комплексе «Манас аилы»

manasail По замыслу архитекторов «Манас аилы» должен был стать некой культурной Меккой кыргызов и кыргызстанцев. Однако он не стал таковым. В пользу сказанного говорит тот факт, что комплекс «Манас аилы» в наше время почти никто не посещает кроме случайных зевак. В чем причина? А причина в том, что он не отражает истинные истоки кыргызской культуры. Хотя, как было сказано выше, он строился, как комплекс могущий символизировать онтологические основания мироустройства, мировидения и миропонимания кыргызов. А основания кыргызского мироустройства в сжатом виде содержатся в жилище кыргыза-кочевника ошибочно названного юртой. Сами кыргызы свое жилище именуют Боз-юй.

Комплекс именовали «Манас аилы» желая видеть в нем сгусток сакральности кыргызской культуры. Благие и чистые намерения на деле реализовались совсем по-иному. В силу того, что строительство возглавили архитекторы профессионалы являвшиеся, по сути, дилетантами в области культуры и культурного наследия кыргызов, а по большому счету дилетантами и в области понимании специфики кочевого способа бытия. Если бы это было бы не так, то общий вид комплекса «Манас аилы» выглядел бы не немного по-другому, а совершенно иначе. Говоря точнее, он не был бы сплошь и рядом из бетона и железа, а был бы организован из зеленых лужаек и родника пусть и искусственно подведенного из другого места. Ведь кочевник ценил не бетонные конструкции, а живительную силу воды, можжевельник и окружающую их зеленую пестрящую разноцветьем цветов землю. Именно такие места они воспринимали землей одухотворенной обладающей по их представлению святостью могущей рождать и длить жизнь всего живого на земле. Ведь не с проста один из божеств у кыргызов именуется Жер-Cуу (Земля-Вода). А так называемый этнографический комплекс «Манас аилы» напичкан чуждыми для потомков кочевника бетонными строениями обладающих острыми и ломаными конфигурациями, по сути, не несущих в себе живительных символических основ. Может ли такое место не то, что быть святым или дорогим, а быть просто желанным местом для посещения. Естественно нет.

Выше нами рассмотренный недостаток не единственный. К нему можно присовокупить и то, как комплекс «Манас аилы» расположен. Его вход направлен на север. А, как известно вход в кыргызской традиционной культуре может быть расположен только в пределах 90 градусов между востоком и югом. Иная направленность входа рушит внутреннюю организацию пространства.

Еще большую ошибку допустили архитекторы, оформляя почетное место (Тёр). Почетное место организовано на возвышенности круглой формы. Тем самым акцент в мироустройстве кыргызов искусственно перенесен из центра, где располагается очаг (очок) вглубь к почетному месту. Это искажение изменило всю конфигурацию комплекса «Манас аилы». Весь комплекс «Манас аилы» – это птица над входом, сорок джигитов, сорок девушек, очаг и минарет Манаса оказались у порога почетного места. Из-за этого он стал похож в некую мифическую колесницу, в которую запряжены птица, сорок джигитов и сорок девушек мчащие ее на север. А север в традиционном мировоззрении древних кыргызов олицетворяет иной, загробный мир.

Можно было бы на этом закончить разбор казусов и антикультурных ляпов архитекторов профессионалов. Однако не будем спешить, и обратим свое внимание на еще один весьма существенный промах архитекторов профессионалов. Как известно универсум кыргыза делится на две половины мужскую и женскую. Точно так же делиться внутреннее пространство Боз-юй на мужскую (правая сторона) и женскую (левая сторона). Правая и левая сторона определяется со стороны почетного места (Тёра)3.

В левой, женской стороне комплекса «Манас аилы» авторы проекта расположили минарет Манаса, а в правой, мужской стороне находится гостиница «Иссык-куль». Невольно возникает вопрос, что делает минарет Манаса в женской половине. Если это сделано сознательно, а не из-за незнания собственной культуры, то, что этим хотели сказать нам создатели псевдоэтнографического комплекса?

Я привел этот пример с этнографическим комплексом «Манас аилы» не просто так и не из-за того, чтобы разоблачить наших архитекторов профессионалов. Я даже хотел бы им выразить свою благодарность за этот комплекс.

На мой взгляд этот комплекс-химеру не только надо хранить и беречь, но и водить туда на экскурсию детей, студентов, государственных служащих для того чтобы показывать им комплекс «Манас аилы» как уникальный памятник культурной безграмотности и культурного дальтонизма.

Я боюсь что время «ляпсусов» может иметь свое продолжение теперь уже при принятии нового флага Кыргызской Республики.

О конкурсе и комиссии по отбору эскизов флага Кыргызской Республики

gerb Решение о пересмотре символов кыргызской государственности: флага и гимна породило недоумение по поводу того, что в этот список не попал герб Кыргызской Республики. Так как в гербе Кыргызской Республики нет четкой духовной направленности, но в изобилии материальный посыл, что могло бы послужить более чем достаточным основанием для пересмотра и герба Кыргызской Республики.

Сам факт пересмотра флага вместе с радостью вселяет в душу тревогу и особое беспокойство от того, что и в этот раз могут народные избранники выбрать не то, что могло бы отобразить истинный дух кыргызского народа и быть основанием гордости и духовной опоры, а то, что никакого отношения к нему не будет иметь или то, что будет удалять и отвращать народ от истинных основ кыргызской культуры и духа. И этому опасению есть свои основания – избранная комиссия, которая на конкурсной основе должна выбрать символы кыргызской государственности, и их компетентность, т.е. знание символики кыргызской культуры и геральдики. Обладают ли избранные представители комиссии этими знаниями?! Ведь в соответствующем документе было указано только то, что с каждой фракции включаются в состав комиссии по три представителя плюс представители творческой интеллигенции и прежние авторы флага и гимна. Здесь не сказано главное – это то, что избранные члены комиссии должны быть специалистами в этой области. Четкая формулировка требований давало бы возможность судить о компетентности избранного члена комиссии, кандидатуру которого при не соответствии требованиям можно было бы отклонить. Имеющая формулировка не дает основания для таких сомнений и действий. К тому же отсутствие четкой формулировки дает возможность учитывать или не учитывать профессионализм избираемого члена комиссии в области духовной культуры и геральдики, следовательно, оно позволяет выбрать любого депутата лишь бы был он представителем данной фракции. Это можно сравнить с возможностью предоставления хирургической операции не специалистам, а добропорядочным, честным и уважаемым членам фракций. Эти хорошие люди могут убить больного, экспериментируя над ним или, скорее всего, откажутся от этой безумной затеи, так как отрицательный результат будет мгновенным. А в случае избрания флага, результат визуально, т.е. сразу, непосредственно не определим, но оно скажется со временем, т.е. его можно сравнить с миной или с ядом замедленного действия, которая будет подтачивать основы духовности кыргызского народа. В этом можно убедиться, рассматривая не только нынешний флаг, но и непосредственную его материализацию в наши дни.

Перед тем как иллюстрировать материализацию символических оснований флага Кыргызской Республики хотелось бы остановиться на том, что во мне укрепляет уверенность в том, что принятый флаг может оказаться не таким, каким он должен быть по духовному посылу кыргызской культуры. Эту уверенность мне придал не только то, что мною было описано выше но и то как свою работу организовали сами члены комиссии.

В июне месяце я присутствовал на одном из заседаний комиссии как автор эскиза нового флага Кыргызской Республики, где воочию увидел недостаточный профессионализм и пристрастность комиссии к некоторым эскизам флага Кыргызской Республики, которые как выяснилось позже, оказались эскизами имеющие отношение к членам отборочной комиссии. Меня удивило что:

Во главе отборочной комиссии эскизов флага Кыргызской Республики поставлен Сабыр Иптаров один из авторов неудачного по содержанию нынешнего флага Кыргызской Республики. Абсурдность решения не нуждается в комментариях. Здесь однозначно можно сказать, что по логике вещей ни одного автора неудачного флага Кыргызской Республики в комиссии просто быть не должно.Сабыр Иптаров и ряд депутатов, не смотря на то, что являются членами комиссии по отбору эскизов флага Кыргызской Республики, сами участвуют в конкурсе, подав около 10 эскизов. Конечно, как граждане Кыргызской Республики они имеют права быть участниками конкурса, но как члены комиссии такого права не должны иметь (, а Сабыр Иптаров не имеет морального права быть в комиссии). Они должны сделать для себя выбор либо быть в комиссии, либо быть участниками конкурса.

О процедуре принятия символов государственности

Какая могла бы быть процедура принятия символов государственности. Она могла бы проходить в три этапа:

1) Профессиональная комиссия, составленная из представителей фракций и интеллигенции отбирают эскизы флага и герба;

2) Расширенная комиссия из профессионалов проводят экспертизу отборанных эскизов флага и герба;

3) Одобрение и принятие обсужденного и отобранного эскиза флага и герба депутатами парламента Кыргызской Республики.

О нынешнем флаге Кыргызской Республики и его материализации

Авторы нынешнего флага избрали символы, имеющие отношение к кыргызской традиционной культуре – это тюндюк и 40 родов или 40 чоро (джигитов), но изобразительное исполнение их весьма не удачны. То, что должно было быть солнцем и лучами оказались похожими не на солнце и его лучи, а на подсолнух, т.е. на то, что находится под солнцем. Если Кыргызстан это подсолнух, то в роли солнца может выступить любое другое государство. Это лучше и точнее по смыслу передано на кыргызском языке «кюн карама», т.е. тот, кто смотрит на солнце, в смысле следует за солнцем. К примеру, А.Акаев пытался не развивать первый Кыргызстан, идущий от наших предков, а хотел построить вторую Швейцарию, не желал строить свой дом, а хотел построить общий дом, т.е. общежитие. В конце концов, он его построил и теперь у нас в стране как в общежитии все не свое, всем кому не лень могут разворовывать все, что не так лежит, а если и что-то лежит на своем месте, то его можно так переложить, чтобы было удобнее, потом умыкнуть, стащить и продать, т.е. нажиться на своем делая его чужим.

Можно привести другой довольно яркий и поучительный пример. Перед выборами все лидеры партийных фракций шли на парламентские выборы (тоже самое будет и на президентских выборах) козыряя своими покровителями из вне, но ведь тем самым они нам красноречиво говорили, чьи интересы они будут лоббировать в случае победы, не наши с вами интересы, а интересы свои и того, кто для него является «солнцем».

40 лучей солнца на флаге, символизирующие силу и мощь могущую защитить свой народ, превратились в 40 нежных лепестков «кюн карама» (подсолнуха) могущих лишь быть проводниками чужих идей и, будучи лепестками могущие только «щекотать», а не защищать интересы своего народа. За двадцать лет существования Кыргызстана под этим символом было возбуждено немало громких дел, но, ни один из них до логического завершения не был доведен. Это и есть работа символа.

Вот еще один пример материализации символа в 1995 году во время празднования 1000-летия эпоса «Манас» А.Акаев красовался в колпаке украшенным двумя женскими знаками «Умай эне» накрывшие своими лепестками мужской знак «Эр оюм». Может быть, кто-то специально сшил этот колпак, а может, и нет, но я склоняюсь к первой версии, к версии умышленного воздействия на тонкие структуры человеческой души. И действительно правлению Аскара Акаева в первую очередь мешали, как ни парадоксально это звучит его родные, близкие люди - это две женщины: жена Майрам Акаева; и дочь Бермет Акаева (от лица последней действовал ее муж Адиль Тойгонбаев (тойбогон бай) подававший пример беспредела подрастающему Айдару Акаеву). В этом ряду оказываются Курманбек Бакиев отплясывающий на площади Андижанскую польку и Нариман Тулеев разрешивший на центральной площади Кыргызской Республики выставить скульптурные изваяния эпических врагов кыргызского народа. Или «статуя Свободы» Тургунбая Садыкова, точнее как было нами названо выше статуя свободы от духовности, к счастью недавно демонтированная. Или решение отдать исторические здания в центре столицы Американскому Университету в Кыргызстане. Или антишедевр архитектурного мастерства – это комплекс «Манас аилы». Или парк Дружбы ставший не парком Манаса, или Барсбека, или Тагай бия, а почему-то ставший парком Ата-тюрка. Или Вершины кыргызских гор не удостоившиеся чести носить имя представителя древнекыргызского народа4. Примеры можно продолжить, но, надеюсь, это можете сделать вы сами.

О словах и символах, и их материализации

Не только символы, но и слова имеют силу. К примеру, если с детства ребенку говорить что он неполноценный, дурак, идиот он станет таковым. Мысль материализовалась!!! Конечно, в начале он будет возмущаться, потом сомневаться и, в конце концов, свыкнется с мыслью, что он идиот и станет таковым, и не будет иметь желания и духовной силы стать другим. Это мы делаем со своим народом, говоря, что он не талантлив и ленив. (Призадумайтесь сами, если кыргызский народ действительно неталантливый и ленивый, то, как он дожил до XXI века, не только сохранив, но и не изменив свой древний этноним «Кыргыз»?!!!)

Не шутите или не делайте это сгоряча, а те, кто это делает специально, они заслуживают наказания, так как мысль может материализоваться. Добро должно быть с кулаками! Так как если его некому оберегать, то оно должно само себя оберегать. Ведь не зря говорят: «На Бога надейся, да сам не плошай!»

В советское время был снят гениальный анимационный (мультипликационный) фильм про Льва, превратившегося по собственной воле в осла. В этой картине Лев проснувшись, ото сна находит, прикрепленный к своему хвосту клочок бумаги с печатью и с надписью «осел» (символ ослистости). Испуганный царь зверей не может в себе найти духовные силы для того чтобы сорвать листок с надписью осёл, ибо он скреплен печатью. Лев внутренне ведет себя, как осел и это делает его постепенно ослом, т.е. он превращается в осла и все звери начинают относиться к нему не как царю зверей, а как к ослу. Символ сработал. Мысль материализовалась.

Каждый, уважающий свою историю и свою культуру, народ в своем флаге и гербе не только изображают свои символы, но и придают им позитивную направленность на будущее. Смею еще раз подчеркнуть – придают им позитивную направленность на будущее. А гимн эту направленность возвышает, превращая его в высшую духовную ценность народа. Только такая духовная ценность способна придать народу не только стремление к единству, но и силу духа на реализацию в перспективе идеи гармоничного существования, и сосуществования с представителями других культур.

О том, какими должны быть флаг, герб и гимн страны

Главный посыл изображения символов и выбора цветов флага и герба – это лаконичность, простота, четкость и легкость исполнения по форме, но по содержанию они должны быть глубже, шире и богаче в символическом выражении. Гимн должен быть захватывающий и духовно-возвышающий душу для этого в нем должны присутствовать мотивы национальной музыки, а слова гимна должны быть легки для запоминания и напевания, но глубоки, основательны и возвышены по содержанию.

Эскиз флага Кыргызской Республики

Флаг должен содержать цвета, почитаемые древними кыргызами. Кыргызы издревле использовали флаги четырех цветов: белый, сине-голубой, красный и черный. Каждый из них выражал определенное состояние народа. Кыргызский народ черным цветом маркировал траур; красным – кровь (жизнь), красоту, доблесть и власть; сине-голубым – божественную истину, небо, благородство и возвышенность духа; белым – божественную справедливость, согласие, мир, единство и духовную чистоту.

Кыргызы, когда теряли кого-то прежде времени и испытывали боль утраты, то это состояние они маркировали черным цветом, ставшим позже цветом траура. Отстаивание чести на поле брани маркировали двумя флагами – сине-голубым и красным, где сине-голубой цвет означал о наличии божественной истины и благородства, а красный – о наличии доблести и готовности пролить кровь любому кто покусится на основы духовности, территорию и целостность народа. Раздоры, тяжбы, разногласия решали, или шли решать их с чистыми помыслами путем переговоров. Такой душевный посыл они маркировали цветом справедливости и единства, т.е. белым цветом флага, ставшим флагом духовной чистоты. Современный мир использует белый флаг также как и наши предки как флаг парламентеров.

flag На мой взгляд, цвет флага должен быть сочетанием белого, сине-голубого и золотистого цветов. Стяг сине-голубого цвета, в центре которого золотистый круг с внутренним белым фоном на которой изображен сине-голубой орнамент «тёрт чарчы» исходящий от золотого тюндюка. Сине-голубой – это цвет истины, небесной чистоты и благородства, белый – цвет справедливости, согласия, мира, единства и духовной чистоты, а золотистый – источник жизненной энергии, плодородия и благоденствия.

Белый круг и эр-оюмы («тёгёроктюн тёрт буручу» – четыре стороны света)– это универсум, мироздание. Белый круг символизирует солнце, социум, народ (журт), богатство и достояние (дёёлёт). К примеру, кыргызская поговорка гласит: «Дёёлёт тоголок болот, мээнет жалпак болот» (богатство круглое, труд приземист). Золотистый внешний круг и золотистый внутренний тюндюк в виде точки это знак солнца являющегося источником жизненной энергии, плодородия, благополучия, благоденствия и благородства. Видимо, поэтому кыргызы именовали и именуют себя «Нур эл». Такжевнешний золотистый круг и внутренний золотистый тюндюк – это боз-юй (ошибочно названный «юрта») с высоты птичьего полета, вид сверху. Точнее золотистый круг и тюндук в сочетании с белым цветом – это Ак-Орго, Ордо, Духовный исток. Говоря иначе – это благородное, духовно чистое и сакральное жилище, дом, исток, Отчизна. «Тёрт чарчы» в виде эр-оюмов (ыпча - мужской символ) направленный вовне сине-голубого цвета (защита – «эр-жигит эл четинде, жоо бетинде») и вовнутрь белого цвета (единство). Сплетение сине-голубых и белых эр-оюмов это символ духовного единства кыргызского народа. Золотой тюндюк (эбчи – женский символ) в центре – бесценный источник духовной чистоты. Эр оюмы и тюндюк по форме «тёрт чарчы» (равносторонний крест), означающий в традиционной кыргызской культуре постоянство, устойчивость, порядок и благоденствие. Ыпча и эбчи – два взаимодополняющих символических начала единящего Единого являющегося источником жизненной энергии порождающего семью, род, народ, плодородие и процветания.

Эскиз герба Кыргызской Республики

gerb2 В гербе должны быть использованы те же цвета что и на флаге. Следовательно, используемые в гербе цвета – золотистый, сине-голубой и белый.Герб должен быть золотистым, равносторонним треугольником, в центре которого золотистый круг с внутренним белым фоном на которой изображен сине-голубой орнамент «тёрт чарчы» исходящий от золотого тюндюка. Золотистый равносторонний треугольник - это форма кыргызского Тумара (оберег). Золотистый Тумара – это оберег единства и процветания. Символом кыргызского Тумара (оберег) является единство кыргызов (он канат, сол канат и ичкилик). Они символически маркированы тремя белыми треугольниками символизирующие три белые вершины гор, три белых тумара (обереги защищающие устремленность к единству и к духовной чистоте) меньшей формы по трем углам золотистого Тумара (оберега). В центре золотистого равностороннего треугольника белый круг означающий единство и духовную чистоту и золотистый тюндюк олицетворяющий духовный очог (очаг) символ единства, духовности и благоденствия кыргызов (он канат, сол канат и ичкилик). Также, Белый круг символизирующий солнце, социум, народ (журт), богатство и достояние (дёёлёт).(Далее расшифровка как в эскизе флага)

Целостное символическое изображение герба выполнено в форме Тумара (оберег). Эти же символические мотивы можно заметить и в белом круге Тумара выполненного в форме оберега, щита, защищающего кыргызский народ и тех, кто ценит и уважает духовные ценности кыргызской культуры.

Мыслезаключение

В республике с обретения суверенитета все происходило и происходит спонтанно без особой системности. Вышеприведенные примеры тому яркий пример. Если стела Свободы это символ разнузданной свободы, анархии, не предполагающей ответственности, то флаг-подсолнух как поиск и нахождение себе хозяина-солнца извне. Именно это отражает комплекс “Манас аилы” и памятник Манасу великодушному. Всадник без поводьев с легким намеком на управление концом меча говорит о возможно не полноценном, не самостоятельном управлении Кыргызским государством в соответствии с символическим выражением флага-подсолнуха. Здесь можно заметить динамику развития Кыргызстана за период суверенного существования от необузданной свободы, анархии к относительной зависимости и к вмешательству в управление Кыргызским государством других государств. Как видим, состояние Кыргызстана спонтанно отражено даже на символическом уровне оно может закрепиться еще и принятием нового флага могущего усугубить данное состояние. Поэтому мы должны понять одно – для того чтобы идти верным путем к намеченной нами цели необходимо вначале эту цель нам осознать и сформулировать потом только выбрать нам самим правильный и эффективный путь к ней, а не идти слепо по избранному другими пути. Они посоветуют да уедут к себе домой отработав определенные деньги не предполагающие ответственности за последствия их советов, а нам с вами здесь жить.Это не означает что мы не должны другим доверять. Конечно нет, но как говорили великие мыслители прошлого: “Доверяй, но проверяй”.

Настало время уточнить и четко осознать свои культурные основания и действовать согласно им, адаптируя их к современным условиям жизни используя системный подход, который не только сохранит, но и придаст Кыргызскому государству правильный ориентир, как для духовного, так и для материального развития.

Саветбек Абдрасулов
Кандидат философских наук,
Заведующий кафедрой Философии и социально-гуманитарных наук КГЮА
Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

11-01-2021
Истоки и проблемы современной кыргызской интеллигенции
4317

22-11-2016
Оправдание философии, или о философах и философии, и не только о них в Международный день философии
4014

23-11-2015
К вопросу прочтения этимологии теонима Тенгри
4829

11-11-2015
История одной поездки
4233

07-04-2015
События 24 марта 2005 года и 7 апреля 2010 года: философский аспект
4665

06-01-2015
Кто или что может сохранить, развить или разрушить не только суверенный Кыргызстан, но и любую другую страну?
8149

11-12-2014
Акбалта баатыр, кодекс чести кыргыза или о миссии Чоң жомокчу (сказителя)
9862

15-09-2014
Опережающий ритм бытия манасчы
5735

11-09-2014
Сакральный смысл игры
3950

26-05-2014
Будущее сакральности и носителя сакральности в современном кыргызском обществе
4781

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
X
Для размещения комментария авторизуйтесь

×