Добавить статью
15:59 20 Марта 2018

Нооруз – праздник весны, единства и благополучия

Байболот Абытов, доктор исторических наук, профессор, проректор ОшГЮИ, член-корр. РАЕ

Известно, что кыргызы являются одним из древнейших народов Центральной Азии. Не случайно всемирно известный востоковед, кыргызовед академик В.В.Бартольд считал: «Кыргызы принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Из народов, живущих в Средней Азии в настоящее время, нет, по-видимому, ни одного, название которого так рано встречалось бы в истории» [Бартольд В.В. Киргизы. Исторический очерк // Соч. –М., 1963. –Т.2. –Ч.1. –С.473]. Это сказано почти сто лет назад. История и судьба кыргызского народа действительно древняя, многогранная и сложная.

Кыргызы – это народ, который сквозь тысячелетия сумел сохранить свое этническое единство, самостоятельность, самобытную культуру, богатые традиции и обычаи. Другою особенностью этноса является то, что когда иные народы и племена в истории региона либо физически уничтожались, либо ассимилировались с другими более сильными народами – пришельцами, кыргызы веками ассимилировали и приняли в свои ряды многие сопредельные племена и народности.

Корни предков современных кыргызов уходят в глубокую древность и тесно связаны с обширной территорией Восточного Туркестана, Северной Монголии, Восточной Сибири, Центрального Тянь-Шаня, Памиро-Алая, Алтая, Семиречья многих других регионов древней и средневековой Центральной Азии. Следует учесть, что первые письменные сведения о кыргызах имеются в древнекитайских источниках, относящихся к концу 3-го и последующих веков до нашей и нашей эры. Это исторический факт, не требующий доказательства.

Являясь одним из древним народом региона Центральной Азии, кыргызы также имеют свои собственные культуры, традиции, обычаи, в том числе и праздники. Одним из древнейшим праздником являются праздник Нооруз, который соответствуют весеннему периоду, т. е. марту месяцу. В Китайских источниках имеются сведения о кыргызах, где относительно летоисчисление говорится следующее: «…Жители (кыргызы – авт), говоря о начале года называют (его) «маоши», говоря о месяце, называют (его) «ай». Каждые три ай составляют один сезон, чтобы (люди могли) различать весну, лето, осень и зиму. …С помощью двенадцати животных считают годы… …3 луну постоянно пашут и сеют, в 8-ю и 9-ю луну собирают (урожай)…» [Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана. (Извлечение из китайских источников II в. до н.э. - XVIII в.). –Бишкек, –Т.2. –С.35; Восточные авторы о кыргызах. -Бишкек, 1994. –С.7-8].

Эти источники свидетельствуют о том, что у древних кыргызов год начинаются с марта месяца, в котором наступает весеннее равноденствие и праздник Нооруз. Неслучайно, месяц март кыргызы называли еще и Нооруз. Именно в этот день, как и все народы Востока, люди начинают пахать землю и сеют зерно, что сами по себе означает начало нового цикла жизни. Согласно источникам именно в марте – Ноорузе сеют зерно, а собирают урожай в июле, августе месяце, что соответствует по календарю 8 и 9 месяцу. Это веками испытанный опыт.

Несомненно, кыргызы сквозь тысячелетия пронесли свою культуры, обычаи и традиции, которые представляют собой сложный и богатый по своему содержанию этнокультурный комплекс. Разумеется, на формирование традиций и обычаев большое влияние оказала тюрко-монгольская культура. Плюс к этому, в нем переплелись обрядовые составляющие, возникшие в различные исторические эпохи. Поэтому, наряду с традициями ислама, здесь обнаруживается огромный пласт доисламских традиций, культов, обычаев и верований, которые зачастую играют главенствующую роль. Как показывает история, материальная и духовная культура кыргызского народа, его мировосприятие, миропонимание и образ жизни, представление об устройстве мира, всегда находились в состоянии постоянного обновления и самосовершенствования. Кыргызы из тех народов, которые, все самое положительное и ценное, из жизни предыдущих поколений и других культур, методично переносили в повседневную и последующую жизнь.

Не секрет, что у сегодняшнего кыргызского народа очень много различных праздников начиная от общенациональных, кончая профессиональных праздников. Однако, мало какой праздник по значимости, масштабности, размахом и по содержанию сравнится с праздником Нооруз. Ибо Нооруз - это главный праздник весны, труда, благополучия, благосостояния, дружбы, согласия и единения. У кыргызского народа много праздников – традиционные с древнейших времен и нетрадиционные, пришлые праздники. Полагаю, многие мои соотечественники согласятся со мною, что Нооруз как раз и есть древний пришлый праздник. Исторические корни праздника Нооруз уходят к древней державе Ахеменеидов в Персии и древнему периоду Кыргызстана. Об этом празднике имеются сведения у древнегреческих и древнекитайских источниках. Многие традиции тех времен данного праздника сохранены до наших дней и продолжаются. Так, для кыргызского народа это такой же древний праздник, как и сам народ.

Бесспорно, что праздник Нооруз в течение длительного исторического развития охватил обширные регионы – Афганистана, Закавказье, Серединной Азии (именно так раньше называлась обширная территория – авт.), Татарстана, Башкирии, некоторые северные районы Индии, Пакистана. Праздник насчитывает тысячелетнюю историю. Вообще, существуют две версии, первое, возникновения праздника Нооруз связывают с легендой из священной книги «Авеста» древнего зороастризма. Согласно легенде именно в этот день Зороастр пророк зороастрийцев якобы был избран богом, чтобы принести людям счастье. Второе, возникновения праздника Нооруз связывают с мифическим древним иранским царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца. А согласно их учению, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» - небо, вода, земля, растения, животные и человек. Как бы там ни было, праздник состоялся и передавался из поколения в поколение. В связи с соседним и общим месторасположением, постоянными социально-экономическими, политическими и культурными связями этот праздник постепенно распространился на все территории региона Центральной Азии.

Кыргызы, как и многие народы Ирана, Центральной Азии празднуют Нооруз 21 марта, когда именно наступает весеннее равноденствие, как светлый праздник, как конец прошлого, начало нового года. Именно 21 марта светлое время суток начинает увеличиваться, а темная часть - уменьшаться. Светлое берет вверх над темным. Самое интересное то, что древние предки, не обучаясь в академиях и университетах, не пользуясь специальными аппаратами астрологическими и космическими аппаратами, точно установили, что 21 марта это именно тот день, когда наступает день весеннего равноденствия. Впоследствии это стала знаменательной астрономической датой, которого ежегодно отмечает во всем мире.

В действительности, Нооруз переводится с персидского: ноу, ноо или нав – новый, руз - день, т.е. новый день равноденствия. Это день великого равноденствия. Этому празднику готовились все очень тщательно. Это и понятно, если учесть тот факт, что в ранние времена не так уж много было праздников. Бытует мнения, что одной из причин возникновения праздника Нооруз была зависимость человека от окружающей среды, от природы. Она побуждала людей в древности и средние века боготворить и одушевлять ее, находить в ней нравственную опору и начало всех начал. Все люди встречали Нооруз как праздник весны, возрождающейся природы, воспевали в песнях, сочиняли стихи, рисовали картины и многое другое.

У кыргызов множество традиций, обрядов, обычаев, ритуалов и связанные с праздниками. Наши предки выпестовывали и оставили потомкам ряд весьма важных традиционных праздников: Нооруз, Орозо айт, Курман айт, Чечкор и др. Последнее это праздник урожая. Эти праздники, которые вошли в жизнь нашего народа разные эпохи его развития с древности до конца ХХ века. Однако наиболее значимым, берущее свое начало с древности являются Нооруз. Кстати, некоторые наши соотечественники связывают этот праздник с исламом, в действительности происхождения праздника никак не связано с исламом. Наоборот, известны случаи, когда исламская религия запрещала проведения праздника Нооруз. Как и у других народах, согласно поверью кыргызов, в этот день свет и тьма разделяются поровну. С давних времен считаются, что именно с этого дня начинаются обновления в природе – первый весенний день, первый гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени и всего нового.

Нооруз у кыргызов светлый, очень волнующий и торжественный праздник. Бесспорно, что у кыргызов Нооруз праздновался как и у других соседних народах, в день великого равноденствия. Разумеется, встречая праздник Нооруз, кыргызы также совершали ряд обрядов, ритуалов, которые сложились веками и передавались из поколения в поколения. Традиционное празднование Нооруза символично ассоциируется с «Новыми началами» - в соответствии с идеей относительно нового цикла года. Другая ассоциация связана со сражением Добра и Зла, о чем свидетельствуют многочисленные мифы и легенды. И так о празднике в прошлом, да и в настоящем.

Накануне праздника люди приводили в порядок свои дома, чистили вокруг домов, расчищали свое жилище от старого хлама, выкидывали ненужные вещи, расплачивались с долгами, мирились со всеми, с кем были в ссоре. В ночь перед праздником Нооруз в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой. Все члены семьи готовили себя к празднику новую и чистую одежду, предпочтения отдавали ярким цветам. Также, в последний день старого года и накануне Нооруза, кыргызы традиционно совершали «Алас» - «Аластоо» - «Ысырык», «Ысырыктоо», окуривания арчовым дымом дом, чтобы всякая нездоровая дух, и все отрицательное, дух старого года выводились, изгонялись дымом из дома, а также из всех членов семьи. Дым, по нашему поверью, отгоняет злых духов, очищает дом и человека. Согласно завещанию наших предков, когда Нооруз входит в наши дома, все болезни и неудачи, злые духи должны обходить их стороной. При этом ритуале они всегда с большой надеждой ждали, что Нооруз принесет в их дом счастье, благополучие, достаток и удачу. Неслучайно, все люди перед Ноорузом обязательно рассчитывались с долгами, иначе согласно поверью, в будущем году у него не будет денег. И ещё один ритуал, в этот день – 21 марта, на рассвете обязательно необходимо посмотреть на солнце и загадать желание, которое сбудется в течение наступающего года.

В день праздника все старались быть в добром расположении духа, при встречах заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые, наилучшие пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их, прощались взаимные обиды. Люди старались одеться опрятно, чисто и по возможности во все новое. Иными словами, это был и есть праздник мира, дружбы, согласия и единства. В новогоднюю ночь Нооруза, в день равноденствия, да и последующие дни варилась особая похлебка из пшеницы, ячменя, пшена. Называлась такая пища «Кочо» - «Кёчё» - «Кёжё», «Кёжё аш» или «Нооруз кёжё».

Главным традиционным блюдом в празднике Нооруз является специальная ритуальная, священная пища «Сүмөлөк» - «Сюмолок», которую готовят только в эти дни года. Приготовление блюда занимает несколько дней. Традиционно сложилось так, что женщины кыргызки заняты приготовлением «Сүмөлөк» - «Сюмолока» за 15-10 дней до праздника. За это время идет подготовка всех компонентов, за несколько дней отращивает зерно отростками, а в день равноденствия готовят целый день, а то и сутки. Как правило, варили всю ночь, и процесс варения «Сюмолока» сопровождался всеобщим весельем, песнями, плясками, играми и общей радостью. Испокон веков принято считать, что Нооруз это хороший повод посетить родственников и друзей, отдать дань уважения старшим членам семьи, соседям и своим соплеменникам. Компонентами главного блюдо Нооруза являются мука, пророщенная пшеница или из отростков пшеницы, соли, орехи, сладости, сущенные абрикосы – урюки, маленькие камни и многое другое. Кстати, по традиции, если один из камней «Сүмөлөк» - «Сюмолока» будет найден в блюде отдельной, конкретной семьи или человека, то это свидетельствует о благосостоянии семьи в будущем году. Как правило, главное блюдо праздника «Сүмөлөк» - «Сюмолока», готовится всем миром в больших казанах, установленных в больших очагах зарытое в землю, чтобы по больше было теплоты, по дольше удержала силы огня. Иногда сооружали специальные каменные очаги на земле. Из давних времен «Сүмөлөк»-«Сюмолока», в обязательном порядке готовятся несколькими объединенными семьями – соседями по улице или аила, всеми родственниками, друзьями. Приготовленной пищей угощали всех соседей, гостей, при этом желали друг другу счастья, здоровья, мира, благополучия, успехов, добропорядочности и честности.

Отметим, и то, что как правило на праздничном дасторконе, должны присутствовать различные виды продуктов и национальной кухни, выражающие семь жизненно важных элементов: воду, мясо, соль, топленное масло, муку, крупы и молоко, что в принципе и составляют основные компонеты главной традиционной кухни кыргызского народа. Многие из них добавляется и в «Сюмолок». Традиционно все кыргызы с праздника Нооруз начинали символичный новый год, новых перемен, нового урожая и ожидали всяческих новых удач в дальнейшей жизни. К слову сказать, если в день праздника Нооруз рождались дети то им обя-зательно давали идентичное имя. Если мальчики, по традиции, их называли Ноорузбаями или Ноорузбеками, а девочек просто Нооруз или Ноорузгюль. Это тоже своеобразный дань уважения к празднику.

К великому сожалению праздник Нооруз официально был запрещен Советской властью и Коммунистической партией в Советской эпохе нашей истории. Официальные власти страны Советов сделали совершенно забытым во времена Советского Союза как остаток прошлого и как религиозного праздника. И только в годы независимости этот праздник, как и в других республиках Центральной Азии возродилось праздник Нооруз.

А как ныне празднуют Нооруз в Кыргызстане? Благодаря суверенитету и независимости республики за последние четверть века был возрожден сам праздник, со всеми атрибутами, ритуалами и традициями, праздник «Нооруз» стал по-настоящему народным. Это само по себе является большим достижением не только нашего народа, но всех народов региона Центральной Азии.

5 февраля 1991 года этот праздник закреплен Законом Республики Кыргызстан в целях сохранения традиций кыргызского народа, формирующих высокую нравственность, обогащающих духовную жизнь соотечественников, а также учитывая многочисленные просьбы граждан о необходимости возрождения народного праздника «Нооруз» и установлено ежегодно 21 марта официально объявить праздником Нооруз, соответственно выходным днем. Статус праздника также закреплен Трудовым кодексом Кыргызской Республики. Следуют также отметить, что согласно резолюции ООН 2010 года, Генеральная ассамблея ООН признала Нооруз международным праздником. Ныне его отмечают, как государственный праздник, в Азербай-джане, Афганистане, Иране, Казахстане, Кыргызстане, Пакистане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, в Турции в Индии и в ряде других стран Востока. И с тех пор этот праздничный день отмечается с сохранением национального колорита, широким народным гулянием. Традиционно, на центральной площади «Ала Тоо» города Бишкека и во всех областных и районных центрах начинаются театрализованные представления, на которых присутствуют соответственно руководство страны, области и районов. На местах, в многочисленных аилах и селах, а в городах в парках, скверах проходят народные гуляния, на ипподромах проводятся конные игры и соревнования, во дворах для детей и всех жителей микрорайонов организовывают игры, а также всех желающих угощают традиционным восточным, праздничным блюдом — пловом.

Обязательным компонентом праздника являются национальные конно-спортивные игры – «Улак тартыш» - «Козлодрание», «Эниш» – «Борьба на конях», «Улуттук куреш» - «Национальная борьба», «Кыз куумай» - «Догоняй девушку», «Ордо», «Тогуз коргоол», «Жамбы атыш» - «Меткость стрельбы из лука на скаку, «Тыйын энмей» - «Выхватить на скаку монету из земли» и мн. др. Возрождение всех этих национальных игр, а также наши традиции, обычаи, очень созвучны с целями и задачами Всемирных игр кочевников, которые пройдут в сентябре этого года на Иссык Куле в третий раз.

И еще для сегодняшнего Кыргызстана Нооруз – это красочная выставка всего лучшего, что может выставить своим гостям и согражданам гостеприимный и талантливый кыргызский народ и народ Кыргызской Республики. Это изделия мастеров народного творчества – ювелирные украшения невест с их приданым, украшения - браслеты, кольца, серьги, нагрудные и головные ожерелья и другие украшения для прекрасной половины, для наших женщин. Одновременно практичная, своеобразно выдержанная национальным колоритом бытовая утварь. Здесь же шедевры прикладного искусства – национальная кыргызская юрта, которая никогда не бывает одинаковой с другими, как по внешнему облику, так и по внутреннему убранству. Украшением праздника становятся и ремесленные изделия из металла, керамики, кожи: сосуды, футляры, чехлы, виды тиснения, вышивка, инкрустации поражают умелым художеством, замысловатыми узорами и цветами. Красиво выглядят и практичные конские сбруи, «ат жапкычтар» и многое другое. Традиционно в дни праздников особо удивляет народ, наших гостей и туристов особый мир – шерстяных изделий, ковров и кошм, одежды всех типов, видов и для всех возрастов. Кыргызский традиционный «Шырдак», «Ала кийиз» из шерсти и войлока, их сказочные, красивые орнаменты, философские живописные сцены охоты, свадеб и др. Исключительное место занимают изделия из дерево, где материалом служат арча, тополь, абрикос, сай талы, корень дикой вишни, карагач, из которых рождает блюда и чашки, ложки с узорами, колыбели, сундуки разных размеров, и шкатулки, наконец, «фирменные» шахматы с духом кыргызов, национальным колоритом. Все это происходит в день праздника Нооруз в современном Кыргызстане, в сегодняшней Кыргызской Республике. Традиционный для кыргызов праздник Нооруз, который имеет тысячелетнюю историю, и будут продолжать свой путь и в будущем.

Надеюсь и нынешний праздник Нооруз пройдет не хуже прошлых лет, тем более это будет своеобразной репетицией для III Всемирных игр кочевников. И еще одна хорошая новость, в честь праздника Нооруз, в этом году более двадцати дипломатических миссий в нашей стране намерены организовать выставки, показать особенности своей национальной кухни, организовать выступления творческих коллективов своих стран у нас в Кыргызстане, в Бишкеке у сквера Курманджан датки. Это очень хорошие начинания.

Я, искренне поздравляю всех наших соотечественников и гостей нашей страны с самым светлым праздником Нооруз, праздником весны, единства и благополучия, желаю здоровья и всех земных благ, а нашей стране процветание во имя будущего. С праздником, дорогие соотечественники и наши гости!

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

Еще статьи

Комментарии в ВЫХОДНЫЕ дни и НОЧНОЕ время (с 18.00 до 9.00 по Бишкеку) будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
X
Для размещения комментария авторизуйтесь