Добавить статью
10:02, 15 марта 2018 22327

Повстанцы с палками: образ «басмачей» в жизни и в кино

В этом году в странах Центральной Азии круглая дата – столетие начала так называемого «басмаческого движения». За прошедший век советский кинематограф создал образ басмача, который, так или иначе, сильно влияет на наше восприятие событий и людей столетней давности. «Басмаческое движение» - это не только война местных с Советской властью, это еще и гражданская война на местном уровне, которая стала частью внутренней войны в рамках Российской империи.

Идеология Советской России построила образ «басмача» как жестокого, коварного, беспринципного, темного врага всего прогрессивного и светлого. Сегодня этот образ пересматривается и многие воспринимают «басмачей» как борцов за независимость от Советской России. Встает новый вопрос о том, как их называть? «Басмачи» - название данное им большевиками, наделенное образом агрессора, убийцы и грабителя. Сами себя некоторые из них называли «мужахит» («моджахед – борец за веру»), что в нынешней политической обстановке для многих нежелательно. Поэтому в соседнем Узбекистане их называют «борцами за независимость».

В этой связи для нас очень важен взгляд местных лидеров того времени, которые могли оценивать ситуацию без влияния Москвы, а порой даже и вопреки ее воле. Одним из таких людей может быть Н.Хусейнов, младобухарец, позднее один из основателей Бухарской компартии, при этом выступавший за постепенные реформы через просвещение.

В своем докладе о положении в Восточной Бухаре, он затронул и повстанческое движение. Хусейнов разделил его на три части, самостоятельные друг от друга: экономическое, реакционное и басмаческое. Скорее всего, такое разделение и самостоятельность движений характерны для всего остального постреволюционного Туркестана. Вот отрывок из его доклада [1].

1. Экономическое движение является естественным следствием ненормальной экономической политики и оторванности представителей власти от массы.

Этим движением охвачена большая часть Восточной Бухары, население которой требует права выборов представителей власти, а не по назначению из центра, облегчения налогов и уничтожения незаконных поборов.

2. Реакционное движение, насчитывающее от 2 до 21 тысячи сторонников, имеет целью восстановление эмира и шариата. Из вождей этого движения более влиятельными являются: Даулетмен с отрядом до 500 человек, Иман-Султан и Фузаил Максум.

3. Басмачество само по себе ничтожно и ограничивается шайками, общей численностью до 300 человек. Шайки Джабарбека, Клыч-бека, Мирза-Кабула и Шейка грабят население и ничего кроме ненависти к себе со стороны последнего не вызывают. У них нет политических требований и вожди их домогаются назначения на ответственные и доходные должности, напр. Джабар хочет быть назначенным Председателем Ч.К. или председателем Ревкома в Яккабарге.

В его докладе басмачи больше похожи на ОПГ, которые одновременно играют в политику, что, впрочем, нам знакомо. Те, кто воевал за эмират и шариат, или те, кто восстал по экономическим причинам, в докладе Хусейнова отделены от непосредственно басмачей.

Возможно и в Ферганской долине, и в прилегающих к ней районах следует выделять восставших по экономическим причинам (подавляющее большинство), воюющих за независимость от Советской России и басмачей (ОПГ).

У нас же прочно засел образ басмача, взятый скорее с третьей группы, непосредственно басмачей – то есть простых бандитов. Тех, кто воевал за свою землю и веру, за свои законы и права, мы забыли и не можем до сих пор разглядеть сквозь пропагандистские образы «басмачей», созданные также при помощи кино и талантливых и любимых актеров советского периода. Советская пропаганда перенесла образ бандитов на всех, кто выступал против нее, в том числе и на тех, кто восставал против большевиков в отчаянии и голоде. Только в Туркестане по подсчетам историков к 1920 году погибло от голода до 1 миллиона 200 тысяч местных жителей. Продразверстка касалась именно коренного населения, а Красная Армия стояла на так называемом «самообеспечении», то есть попросту забирала продовольствие с помощью оружия.

Наиболее известный образ «басмача» – это бандит «Черный Абдулла» из советского фильма «Белого солнце пустыни», снятого в жанре истерна. Истерном называют советские боевики, действие которых происходит на Востоке, снятые в жанре классического вестерна. Один из самых первых истернов был снят после того, как товарищ Сталин посмотрел фильм «Потерянный патруль», одного из самых титулованных режиссеров вестернов Джона Форда (4 Оскара за режиссуру).

The-Lost-Patrol-1934-4

Кадр из фильма «Потерянный патруль» Джона Форда (1932)

Действия фильма Форда происходят в пустыне Ирака, и Сталин поручает главе Совкино Борису Шумяцкому снять ремейк данного фильма. Режиссером фильма был назначен Михаил Ромм, известный нам по фильму «Обыкновенный фашизм». Итогом становится фильм «Тринадцать», где действие также происходит в пустыне, около колодца (оазиса), а врагами вместо арабов становятся басмачи. Фильм «Тринадцать» признан одним из первых советских истернов, с басмачами как отрицательными героями.

13

Кадр из фильма «Тринадцать» Михаила Ромма (1936)

Уже в этом фильме мы видим до зубов вооруженных басмачей, русских белых офицеров среди них и видимую английскую поддержку извне, которая воплощается не только в вооружении, но и экипировке (белый офицер одет в английский военный френч).

Этот же военный френч появляется и под халатом у Черного Абдуллы в фильме «Белое солнце пустыни» - прозрачный намек на поддержку «басмачей» английским империализмом.

blackabdulla

Черный Абдулла из фильма «Белое солнце пустыни» (1970)

britishofficer

Форма британского офицера времен первой мировой войны

Следует отметить, что Великобритания в Центральной Азии поддерживала Закаспийское временное правительство во время своей интервенции на территорию нынешней Туркмении, затем поддерживала белое движение, в том числе и в нашем регионе. Никаких документальных подтверждений о том, что Великобритания поддерживала непосредственно «басмачей» до сих пор не опубликовано. Эта поддержка, возможно, была лишь в пропагандистских советских фильмах, так как Великобритания не поддержала движение сопротивления советской власти опасаясь роста панисламизма и его влияния на Британскую Индию.

Вооружение басмачей было весьма слабым и далеким от того, что показывали в советских фильмах. Практически во всех фильмах у басмачей есть английские пулеметы системы Льюиса. Судя по фильмам, каждый отряд басмачей, пусть даже самый маленький, имел такой пулемет.

sedmaya-pulya

Британский пулемет Льюиса у басмачей в фильме «Седьмая пуля» (1972)

На самом деле, по разведданным большевиков на 22 октября 1920 года, против Ферганской группы Красной Армии действовало до 5500 человек, «вооруженных винтовками разных систем при 11 пулеметах, 1 орудии. Пулеметы не работают ввиду недостатка патронов» [2, С. 466]. Что касается винтовок, то в сводках о захваченном трофейном оружии «басмачей» фигурируют винтовки, состоявшие на вооружении российской армии (трехлинейки, берданки). Никаких английских винтовок Ли-Энфилд и тем более пулеметов Льюиса там нет. По крайней мере, у повстанцев Ферганской долины и прилегающих районов.

Повстанцы были вооружены очень слабо, большинство из них было вовсе безоружно. Поэтому образ до зубов вооруженного «басмача» с винтовкой, пистолетом и кинжалом является мифом, при этом его можно легко опровергнуть по тем же советским источникам.

basmachyweapon

Вооружение басмача в представлении зарубежных историков

Достаточно посмотреть отчеты красных командиров в книге «Из истории гражданской войны», раздел шестой – «Разгром основных сил басмачества в Фергане».

30 июня 1920 года большевики разгромили «басмачей» в Араване, без потерь со своей стороны. «Басмачей» убито около 150 человек, при этом взято всего лишь несколько винтовок. Сообщается, что 500 «басмачей» невооруженные [2, C. 449].

22 ноября 1920 года в бою убито 23 «басмача», захвачено 1 трехлинейная винтовка, 2 берданки, 2 охотничьих ружья [2, C. 473].

29 ноября 1920 года убито 72 басмача, захвачено 14 берданок, 1 трехлинейка и 5 револьверов [2, C. 480]

31 декабря 1920 года сообщение о шайке басмачей в районе Сулюкты в количестве 117 человек. Вооружение: 5 трехлинеек, несколько берданок, револьверов и гладкоствольных ружей [2, C. 482].

Этот далеко не полный список отчетов показывает, что количество «басмачей» превышало количество единиц оружия во много раз. Образ хорошо вооруженного «басмача» с перекрестной лентой с патронами на всю грудь, на самом деле, является киношным образом, навязанным нам советской пропагандой. На самом деле подавляющее большинство повстанцев были обычными людьми, которые были доведены до отчаяния продразверсткой и голодом, убийствами на национальной и классовой почве. Почему же у нас изображают восстание 1916 года как народное и вооруженное зачастую палками и вилами, а «басмачей» - хорошо вооруженными грабителями? На самом деле картина вооружения повстанцев, которые боролись с большевиками, мало чем отличалась от той, которая была в 1916 году. Несколько вооруженных людей и толпа невооруженных.

1916

С.А.Чуйков. Восстание 1916 года

Таким образом, нам всем следует посмотреть на так называемое «басмаческое движение» новым взглядом. Большинство восставших были простые дехкане и скотоводы, которые боролись против продразверстки и конфискаций. Некоторая часть восставших поддерживала идею независимости Туркестана от Советской России и совсем малая – собственно басмачи, были просто бандитами, которые, воспользовавшись ситуацией, сколотили банды для своей выгоды и власти. Именно образ этих бандитов широко пропагандировался в советских фильмах как образ местного повстанца, темного, думающего лишь о своей выгоде. Например, тот же Гаип Пансат, ставший прототипом «басмача» в фильме Геннадия Базарова «Засада», построил на свои средства школу в родном селении, откуда, кстати, потом исключили его сына.

pismogayipu

Письмо Ломанова Гаипу Пансату

В фильме «Засада» показано, что приказ о расстреле сдававшихся «басмачей» дает недобитый белый враг, который сумел стать красным офицером, но ведь на самом деле события происходили в 1932 году – какие там могут быть белые?

zasada

Гаип Пансат и фильм Генадия Базарова «Засада» (1969)

В год столетия начала повстанческого движения в Центральной Азии нам есть, о чем подумать, есть что переосмыслить и это, прежде всего, образ «басмача» из советских истернов.

Примечания

1. Доклад Н. Хусаинова о Восточной Бухаре (просвещение, басмачи, муллы и др). http://1916.kg/ru/articles/doklad-n-husainova-o-vostochnoy-buhare-prosveshchenie-basmachi-mully-i-dr

2. Из истории гражданской войны в СССР. Документы и материалы. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане, в 2-х т. — T. 2. Сентябрь 1919 г — декабрь 1920 г. (Сост. А. Г Багрянцев, А. С. Елагин (руков. группы), П. В. Агапов и др). — Алма-Ата: Наука, 1964. http://1916.kg/ru/library/iz-istorii-grazhdanskoy-voyny-v-sssr-dokumenty-i-materialy-inostrannaya-voennaya-0

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

31-05-2021
Битик. Происхождение древнекыргызского (тюркского) письма
52751

23-04-2019
Украденная государственность
22421

20-03-2018
40 элементов кыргызской культуры: 34. Казылык
22533

15-12-2017
40 элементов кыргызской культуры: 33. Эреже
23201

24-11-2017
Почему у кыргызов нет чингизидов, а у казахов – есть?
176024

13-11-2017
Зордук и предательство родителей
26288

08-11-2017
Голод 1930-х годов: казахские беженцы и Киргизская АССР
54551

20-10-2017
40 элементов кыргызской культуры: 32. Эл
25155

29-08-2017
40 элементов кыргызской культуры: 31. Кут
20303

07-07-2017
40 элементов кыргызской культуры: 30. Төрү (закон и порядок)
17475

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×