Добавить статью
9:35, 11 сентября 2017 10436

Президентство Атамбаева — это время тектонических сдвигов в политической системе государства

Хэштэгом президентства Алмазбека Атамбаева, чаще всего называют слово «стабильность», «политическая стабильность». Я не знаю, можно ли считать то, что происходило у нас в стране в последние годы политической стабильностью? На мой взгляд, наоборот, это было время тектонических сдвигов в политике, и события последнего года как нельзя лучше это иллюстрируют.

Мы видим второе подряд формирование Жогорку Кенеша с настолько широким спектром политических позиций, и с такой степенью их представленности, каких не было, пожалуй, в нашей суверенной истории.

Мы видели представителей нескольких политических партий и вовсе беспартийных руководителей во главе правительства, не говоря уже о министерствах и ведомствах. Это невозможно было себе представить ни при Акаеве, ни при Бакиеве.

Мы видим жесткое политическое противостояние президента и ряда тех людей, которые вместе с ним участвовали в свержении прежней власти.

Мы видим, наконец, что никто не в состоянии предсказать, каким будет результат президентских выборов. Те, кто помнит 1995, 2000, 2009 годы подтвердят, что это немыслимая для тех времен ситуация.

И вот у меня не поворачивается язык называть все это стабильностью. Это бурление жизни, бурление политики, бурление общественных настроений.

Но все дело в том, что именно это разнообразие, многополюсность, мультипозиционность политической жизни, самого института власти — как раз и является базовым фактором устойчивости общества. И сегодня, несмотря на высокое политическое напряжение, уже никто не живет в предвкушении трагических общественных катаклизмов больших, чем обычные выборы в обычной демократической стране.

Все это процессы, свидетельствующие о создании у нас де факто принципиально новой политической атмосферы и принципиально новой политической конструкции, гарантирующей, в случае ее сохранения, от политических катастроф, какими, несомненно были две минувшие революции.

Потенциал этой конструкции еще полностью не реализован и мешает этому, на мой взгляд, только сохраняющиеся, несмотря на проделанные изменения, изъяны нынешней конституции страны, ее оторванность от культурных и политических реалий, и политическая коррупциогенность.

Но помимо формирования системы динамической устойчивости, устойчивости разнообразия, еще более важна та непреложная истина, что политический плюрализм, является обязательным условием развития. Именно на базе поливариантности, многообразия позиций, мнений возможно вообще говорить о будущем, говорить о развитии. Собственно будущее и есть результирующая этого многообразия.

Тем не менее, я бы хотел, говоря об итогах президентства Алмазбека Атамбаева, выделить другие реперы происходящего, на мой взгляд, куда более важные, чем трансформация политической системы, или даже чем строительство дорог, о котором, наверное, здесь расскажут.

Речь идет о трех шагах Атамбаева. Шаг к национальному возрождению, Шаг к формированию новой элиты страны и Шаг к новой философии власти.

Алмазбек Атамбаев стал первым человеком на этом посту, который понял, что основополаганием для нациестроительства, для определения долгосрочной стратегии развития страны является не привнесение политических или экономических модернизаций по чьим-то образцам, а формирование национальной картины мира и национального образа будущего. И в этом смысле я называю Атамбаева первым президентом-националистом.

Конечно, формирование картины мира – это огромная и трудная работа элит и системы образования по восстановлению самостного, идентичного кыргызского общенационального и одновременно личностного мироощущения и мироотношения. Но эта работа начата, ее уже невозможно остановить.

И речь идет не только об усилиях по восстановлению автохонной цивилизационной идентичности кыргызов и не только об истории, которые крайне важны. Речь идет о том, какие деятельностные модели, какие форматы отношений в обществе и с другими народами должны лечь в основу создаваемой кыргызской экономики, кыргызского государственного устройства и кыргызской внешней политики, то есть речь идет о будущем, о том, зачем мы, и как мы будем жить завтра. Не определившись в этих фундаментальных основах, мы не можем сказать, что и каким образом надо делать, не можем начать путь и будем обречены на существование в рамках чужих проектов мироустройства.

Именно потому мы видим синхронное движение в двух пространствах: историко-концептуальном и пространстве программирования будущего. Я имею ввиду форум народов Алтайской цивилизации, связанные с ним работы по восстановлению исторического контекста существования кыргызского народа, а также разработку Национальной стратегии устойчивого развития, которая далеко выходит за рамки обычного планирования и которая стала основой для ближайших 40 шагов правительства. Это все две стороны одной и той же медали, одной и той же работы – работы по национальному возрождению.

Проделать ее невозможно без другого шага: без формирования новой элиты. Днями мы стали свидетелями прихода нового правительства страны. И все, даже ярые противники Атамбаева признают, что это уникальное для нас правительство.

Конечно, госуправленческая и политическая элита – лишь малая часть элитного корпуса нации, корпуса развития. Но изменения в ней, подобно лакмусовой бумаге, отражают новые процессы, новые ценности, новые тенденции, которые формируются в обществе.

После десятилетий доминирования советских и постсоветских элит в зону мышления, в зону созидания, в зону управления активно входят новые поколения. Это не люди из чьих бы то ни было списков, не чьи-то предвыборные «интеллектуальные сотни». Это самостоятельный национальный элитный корпус нового типа: людей, умеющих работать в меняющемся мире, не следовать образцам, а создавать их, опирающихся на национальную культуру.

Возникли и двигаются немало групп, восстанавливающих и продвигающих кыргызский концепт картины мира в тех или иных его зонах, обеспечивающих сохранение и укрепление систем поколенческой трансляции кыргызской ментальности. И одновременно к управлению бизнесом и государством приходят современные менеджеры с широким взглядом на мир, адаптированные к глобальным тенденциям во всех сферах жизни.

Это довольно трудный, порой трагический для конкретных людей процесс, так как он встречает сильное сопротивление старых элит и, хотим мы того или нет, связан с их уходом с арены.

И здесь надо сказать о третьем системном шаге Алмазбека Атамбаева - выдворении за кулисы кыргызской политики и государственного управления того поколения властной элиты, которое несет на себе философию политической коррупции и коррумпированных чиновников.

Смена философии власти - пожалуй, наиболее болезненный и медленный в темпах вектор президентской работы, поскольку он связан не только с политическими балансировками и необходимостью учитывать групповые, клановые интересы реального общества, но и с утвердившимися общественными представлениями.

Чего стоит только противодействие интересам олигархических групп, крупного и местного бизнеса, сконцентрированных в рамках так называемых «политических партий», в результате существующей системы формирования законодательной и исполнительной власти.

Метастазами глубокой болезни кыргызской демократии стала система торговли голосами избирателей, которая получила широкое распространения как результат невозможности законными путями обойти те механизмы обеспечения чистоты голосования, которые внедрены в последнее время.

Политическая коррупция и коррупция услуг – сегодня наиболее тяжелые проявления и последствия той философии власти, которая господствовала более двадцати лет и с которой сегодня идет трудная борьба.

Я не вижу ничего удивительного в том, что Алмазбек Атамбаев, начавший эти системные трансформации сегодня беспокоится о том, что будет после него. Каждый из отмеченных мной трех шагов Атамбаева требует длительных и настойчивых усилий. И, как и для любого президента, любой страны, ему, конечно же, небезразлично как будет идти эта работа.

Можно за этим углядеть стремление удержать власть или больше того – удержаться у власти, а можно - стремление довести начатое до конца. В конце концов - это вопрос подозрительности или испорченности того, кто смотрит и судит.

Но есть только один объективный судья – это история. Именно с ней будет иметь дело Алмазбек Атамбаев через два с половиной месяца. А это, поверьте, покруче любой оппозиции.

атамбаев, выборы 2017
Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

24-03-2017
Другие выборы. О политическом дискурсе 2017 года
8450

27-08-2012
У президента есть пять вариантов выбора
4722

18-05-2012
Сегодня главная проблема для Атамбаева – это сам Атамбаев
5529

14-11-2011
Формирование новой коалиции и правительства может вызвать новый рецидив региональных игр
6673

30-08-2011
Предвыборные риски
5967

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×