Добавить статью
15:48, 6 сентября 2021 11539

Тоң (Тонг, Чон, Чоң, Джон, Жан) – это народ

Топоним Тоң (Тон).

В исторических сочинениях топоним известен в разных вариантах: Дун, Тунк, Тон. Название Тон сохранено в наименовании реки, притока озера Иссык-Куль. Кроме того, на западной оконечности Кунь-Луня имеются реки Тон, Тондарья, Тонбадан, Кичине-пик Тонзоо и др. Тонг в тюркских языках означает «мерзлый». На древнетюркском языке тон помимо этого еще и «вал, ограждение, лагерь, глина [8, с. 32]. По мнению ученого, топонимы (и гидронимы) образованы от слова тоң «мерзлый». Горные реки не могли быть всегда мерзлыми и именоваться таким образом (Тоң (Мерзлая, Ледяная), Тоңдарья (Мерзлая река) и т.д.). Древнетюркский тон (вал, лагерь и т.д.), думается, не имеет отношения к топониму Тоң. Кыргызский топоним Тоң мог иметь антропонимическую основу.

Согласно одной из гипотез, «экзоэтноним эвенков тунгуз объясняется из якутского языка: от якутского корня тонг- (ср. тонгу, холод., тонг мерзлый и т.д.) и якут. уоs губы, рот» [4, с. 12]. Однако в этнониме тунгуз могли бы находиться эпоним Тонг и эпоним Аз, т.е. он же древнетюркский (якутский) этноним тонгаз. «Эльтон – название соленого озера в Волгогр. обл. Объясняется из калм. аltn “золото” и nur “озеро”» [12, с. 517]. Возможно, топоним Эльтон состоит из лексем Эл и Тон. Здесь Эл – теоним (или государство), а Тон – эпоним, народ.

Эпоним Тоң (Тон, Чон, Чоң, Джон, Йон, Жан).

Судя по всему, слово Тон имеет эпонимическое начало, и является одним из духовно-культовых понятий древних тюрков. Так, «... алтайские этнонимы рода Тонжон, Кюзон, должны содержать компоненты джон, йон (народ). Древнетюркский этноним Тон бытует ныне у кумандинцев Алтая, а этноним кюс остается пока неясным. Таким образом, следует признать, что этноним Азербайджан состоит из четырех очень четко сохранившихся тюркских лексем: аз + эр + бай + джон, что значит в контексте «народ, богатый, мужественными асами» [11, с. 23]. По мнению некоторых исследователей слово Азербайджан исторически не было широкоупотребительным. Однако впервые в выражении Азербаjчан дили встречается у Хатиба Тебризи (XI в.) [1, с. 58]. Если еще в малоизвестном “Азербайджане” XI в. имелись такие общеизвестные теоэпоним Аз, титул Эр, теоним Бай (Байат), эпоним Джон, то в средних веках вышеназванные эпонимы (и теонимы), видимо, обосновались обстоятельно в различных тюркских этнонимах Востока.

Эпоним Тон, похоже, фигурировал у тюркоязычных народах в разных его фонетических оформлениях. Так, «в современном хакасском и тувинском языках чон, чоң означает народ, племя» [5, с. 48]. Или же «в исторических преданиях подчеркивается: «От девяти братьев кыргызов вырос девтитысячный народ хоорай (Тогыс харындас хыргыстаң тогус муң толы хоорай чон ёскен)»; «Кыргызский девятитысячный союз Хоорай (Хыргыстың тогыс муң толай хоорай чоны)» и т.д. [3, с. 71]. «Якуты. ... Главные, первостепенные, родовые союзы назывались в старину, до прихода русских, бись-ага-уса или просто джон (народ)» [2, с. 154]. Итак, у хакасов, тувинцев и якутов чон (чоң, джон) – это народ. Стало быть, эпоним чон (чоң, джон, тоң) существует, и он означает народ.

Эпос «Манас»:

Ногойлордон Жамгырчы (Из ногоев Йамгурчи) [15, с. 25]

Эштектен келген Жамгырчы (Из эштека Ямгурчи)

Бас журтунда бу бир кан (Он хан в народе Бас) [16, с. 61]

Н. М. Карамзин: «Ахмат имел участь Мамая. Он вышел из Литвы с богатою добычею: князь Шибанских или Тюменских улусов, Ивак, желая отнять ее, с Ногайскими Мурзами, Ямгурчеем, Мусою, и шестнадцатю тысячами казаков гнался за ним от берегов Волги до малого Донца ...» [9, с. 476]. Судя по всему, эпический ногой Жамгырчы (возможно, IX-X в.) и исторический «Ногайский Ямгурчи» (XIV в.) из одной и той же династической родословной. Главное, что эпоним Жамгырчы (Ямгурчи) мог быть образован от эпонимов Жан, гур и чы (ач-ас-аз) (например, поздняя фонологическая репродукция: Жангарач). Здесь Жан, пожалуй, эпоним Тоң, а гур – союз племен. Так, имя Жаныбек (хан), надо полагать, сформировано от эпонима Жан и титула бек. У Н. А. Аристова: «... слово гур (по монгольски ‘народ’), что это же слово скрывается в титуле гурхан и что оно “попало к древним тюркам, монголам и прочим из языка какого-нибудь более древнего народа» [18, с. 421]. По эпосу «Манас» Байгур хан (или Бай гурхан) считается шестым прапрадедом Манаса [14, с. 33].

Этноним думара, тонгра и эпоним Тоңа.

Эпос «Манас»:

Жетиген, нойгут, думара – (Жетиген, нойгут, думара -)

Баарыбыз бир атадан (Мы все родичи) [16, с. 14-15]

Окчу менен думара (Окчу и думара) [15, с. 165]

Эпическое племя думара, быть может, оно - племя тонгра. «Тонгра – кочевые племена, входившие в группу 15 телеских племен» [13, с. 672]. «47. Тоңгра уруусунун он алпын Тоңа-Тегиндин сөөгүн коюп жатканда камап өлтүрдүк» (47. Мы убили десятерых витязей племени тонгра в поминках Тонга-Тегина) [17, с. 43]. Это отрывок из «Большой надписи памятника Кюль-Тегину». Здесь речь идет о военном походе Кюль-Тегина против племени тоңгра. По сведениям древнего памятника наследный принц племени тоңгра носил эпоним-титул Тоңа-Тегин.

В произведении «Хибатул хакаик» («Дары истины») средневекового тюркского поэта Ахмада Югнаки (XII в.) имеется эпоним Тоңа: «17. Садик бирла Фарук үчүнч Зайн-нурин, // Али төртиланч ол эриксик тоңа» [10, с. 219]. По всей видимости, в поэтической строке “Али төртиланч ол эриксик тоңа” подразумевается четвертый праведный Али халиф, как историко-литературный герой Эр Тоң. Должно быть, что в небезызвестном туранском антропониме Алп Эр Тонг имеется эпоним Тонг.

Эпоним Дан (Тан)

Эпос «Манас»:

Найман, дуулат кошо бар ... (Есть и найманы, и дуглаты ...)

Тарактын Тана бийи бар ... (Есть бий Тана племени тарак ...) [15, с. 69]

Эпические “Тарактын Тана бийи” (Тана, глава племени) и каракалпак Бердике могли быть сородичами. (Эпического племени тарак можно было бы идентифицировать с летописным племенем торк). Ибо эпические этноним каракалпак и эпоним Бердике отождествляются с летописными этнонимами черные клобуки, торк и берендеи. «У истоков династии Тан, на время правления которой (VII-IX вв.) приходится расцвет Китая как империи и “золотой век” китайской культуры, стояли выходцы из тюркских степных народов ...» [7, с. 18]. Примечательно, что средневековое китайское государство Тан основано тюркской знатью и выходцами из тюркских степных народов, называемое Табгач “пяти северных племен” [19]. По мнению автора среди них “хан 10 стрел” из самого знатного, “царского” древнетюркского рода Ашина Сянь, Тоньюкук – советник древнетюркских каганов, наместник северных провинций империи Тан [7, с. 18]. Не исключено, что в антропониме Тоньюкук присутствует эпоним Тоң, имеющий причастность к династии Тан. В 709 г. по инициативе Барсбека создается мощная антитюркская коалиция, в которую входят Кыргызский каганат, империя Тан и Тюргешский каганат [6, с. 80].

Таким образом, эпоним Тоң, в его фонетических разновидностях, существует, и он означает народ. Очевидно, из-за особенностей произношения наречий тюркского и других языков, в геополитическом пространстве Центральной Азии, Северного Китая, Южной Сибири, Кыпчакской Степи, Древней Руси, древнетюркский эпоним использовался разнообразно (тоң (тонг), тан, дан, дон, дьон, чон, чоң (чонг), джон, йон, джан, жан).

Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, доктор филологических наук, профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).

Материалы статьи опубликованы в журнале «Евразийское научное объединение», №1 (59), январь, 2020.

Использованная литература:

1. Ализаде А. Дж. Лексико-семантический анализ слов азербайджанского языка XVI века // Советская тюркология, 1987, №1.

2. Аристов Н. А. Труды по истории и этническому составу тюркских племен. Бишкек: «Илим», 2003.

3. Бутанаев В. Я. Историческая ономастика Южный Сибири. Бишкек: «Maxprint», 2013.

4. Васильев М. А. Анты, словене, немцы, греки: славянский культурно-лингвистический мир и его соседи в раннесредневековое время // Славяноведение, №2, 2005.

5. Гукасян В. Л., Куранян А. А. Тюркские личные имена // Советская тюркология, 1985, №1.

6. Историко-культурный атлас Кыргызстана. Довер-Москва-Бишкек, 2001.

7. Кадырбаев А. Ш. Тюрки евразийских степей в средневековых империях арабов, иранцев, индийцев и китайцев. VII-X вв. // Иран-наме, 2007, №1.

8. Караев С. К. Древнетюркские топонимы Средней Азии // Советская тюркология, 1985, №6.

9. Карамзин Н. М. Предания веков. М.: Изд. «Правда», 1988.

10. Махмудов К. Ахмад Югнакийнинг «Хибатул хакойик» асари хакида. Тошкент: «Фан», 1972. (Махмудов К. О произведении «Хибатул хакойик» (Дар истины) Ахмада Югнаки).

11. Тадыкин В. Н. Этимология этнонима мундус // «Вестник» КНУ им. Ж. Баласагына, 2004, серия 1, выпуск 3.

12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: «Прогресс», 1973.

13. Джуманалиев Т. Хрестоматия по древней и средневековой истории Кыргызстана (VII в. до н.э. – нач. XIII в. Т.1. Бишкек: «Алтын тамга», 2007.

14. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе, 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).

15. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе, 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).

16. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. III китеп. Фрунзе, 1981. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. III книга).

17. Сыдыкбеков Т. Кул-Тегиндин эстелигинде ташка чегилген жазуу. «Мезгил сабактары» китебинде. Фрунзе: «Кыргызстан», 1982. (Сыдыкбеков Т. Надпись на памятнике Кюль-Тегину. В кн.: «Мезгил сабактары» (Уроки жизни)).

18. Аристов Н.А. Труды по истории и этническому составу тюркских племен. Бишкек: «Илим», 2003.

19. Таскин В. С. Е Лун-ли. История государства киданей (Цидань го чжи) // Пер. с кит., введение, коммент. и прилож. М., «Наука», 1979.

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

31-05-2024
Барпы апыздын төрт такылети
12087

08-05-2024
Первая победа на Алтае в эпосе «Манас»
7660

12-04-2024
Манаска чейинки Алтайдагы кыргыз
7842

01-03-2024
Красный флаг Кыргыз журту
8214

04-12-2023
Грандиозная тризна в эпосе «Манас»
8873

02-12-2023
«Манас» эпосунун тарыхый орду жана заманбаптыгы
8974

24-11-2023
Токтогул ырчы, Асан Кайгы жана Жаныбек хандар
8624

23-06-2023
Акындар поэзиясы Чыгыш ренессансында (интегративдик тенденциялар)
8916

20-06-2023
Акындар поэзиясы орток түрк адабиятында (абалы)
9924

12-06-2023
Кыргыз жазма поэзиясынын башаты
9239

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×