Добавить статью
10:21, 4 мая 2018 8446

Отношение ханафитов к государственной власти

Раскрытие особенностей третьего компонента исследуемого объекта, обозначаемого понятием «умеренный ислам», требует подробного анализа тех доктринальных положений ислама, которые предопределяют и обосновывают отношение мусульманской религиозной организации ханафитского толка к государственной власти. Ранее, при описании структурных элементов умеренного ислама, к этим доктринальным положениям ислама нами были отнесены: разработанная Абу Ханифой и его учениками (ханафитской школой) «концепция халифата»; обоснованная этой концепцией светская сущность государственной власти и подчиненное положение по отношению к ней мусульманской религиозной общины; признание всеми того, что власть дается Аллахом; право духовенства по контролю за соблюдением государственной властью в своей деятельности законности. Необходимость подробного анализа этих доктринальных положений обусловливается тем, что они выражают специфику отношения религиозной организации ханафитского толка к государственной власти, соответственно, по-нашему определению, образуют составные части третьего компонента умеренного ислама как исследуемого объекта. Поэтому выход к механизмам, посредством которых названные доктринальные положения влияют на поведение религиозной организации, невозможно без рассмотрения каждого их них в отдельности.

Поскольку концепция халифата в свое время разрабатывалась в противовес существовавшей тогда концепции имамата, отрицающей светскость государственной власти, главной ее целью было обоснование важности сохранения и развития в исламе его религиозной сущности – недопущение того, чтобы ислам превратился в простую идеологическую базу власти как таковой. Достижение этой цели требовало выяснения того, в каких условиях ислам, превращаясь в идеологическую основу государственной власти, может сохранить себя и как религия. И этим условием, по мнению Абу Ханифы и его последователей, является четкое определение отношения ислама, мусульманских религиозных организаций и непосредственно верующих к государственной власти. Поэтому в работах Абу Ханифы и видных представителей основанной им правовой школы отношение не только мусульманской общины и верующих, но и самого ислама как религии к государственной власти является ключевым, предопределяющим специфику их толкования Корана и Сунны1, а значит, предопределяющим и политическое поведение мусульманских религиозных организаций, исповедующих ислам ханафитского толка.
В этом отношении становится понятным то, что в концепции халифата, в которой заложены основные принципы выстраивания отношений ислама, мусульманских религиозных организаций и верующих к государству, «халифат рассматривается как светское отражение сущности государства». Ибо ключевым требованием Абу Ханифы в выстраивании этих отношений является то, что ислам как религия должен быть свободным от государства и такая свобода может быть обеспечена, если он не будет заниматься вопросами организации власти. И в этом своем требовании Абу Ханифа исходил из положений Корана и Сунны, так как в них не содержится каких-либо указаний относительно формы политического строя2. В его учении основной сферой действия ислама как религии определяется религиозная жизнь верующих, а не организация государственной власти. Вместе с тем им не отрицается и то, что деятельность государственных чиновников, включая главу государства, должна соответствовать морально-нравственным требованиям шариата. Тем самым, в концепции халифата четко очерчиваются пределы проникновения ислама в государственную власть.
Наряду с тем, что основной целью учения Абу Ханифы было сохранение за исламом его религиозной сущности (ибо идеология вещь ситуативная, связанная с тенденциями общественного развития на определенном отрезке времени, а вера в бога – вечный атрибут человека как общественного существа), немаловажной является и выдвинутая им идея о возможности проживания мусульманина в неисламской стране либо в государстве, «не имеющем специфически исламского устройства»3. И это идея была выдвинута тогда, когда в других правовых школах проживание мусульманина в немусульманской стране и где государственная власть не является исламской категорически не допускалось. Следует отметить, что эта идея была нацелена на то, чтобы сохранить ислам как религию в любых условиях, так как всякая идеология перестает ею быть с изменением политических отношений, связанных со сменой государственного устройства, а в жизни конкретного человека и с его переездом в немусульманскую страну. Другими словами, концепция халифата, важным постулатом которой является данная идея, наряду с вышеназванными доктринальными установками обеспечивает исламу как религии свободу от государства. В этом и заключается специфика отношения к государственной власти ханафизма как одного из течений ислама, а значит, и умеренного ислама, к которому относятся ханафиты, – мусульманской религиозной организации.
Но в то же время в концепции халифата считается очень важным беспрекословное выполнение мусульманской религиозной общиной установлений главы государства – не только как своего представителя, но и вообще как представителя власти, данного богом, если, конечно, его правление страной отвечает законности. При этом в данной концептуальной установке – в признании подчиненного положения мусульманской религиозной общины по отношению к государственной власти – закрепляются прежде всего гражданские обязанности членов религиозной общины, но не ее зависимость от государства, поскольку особо подчеркивается, что мусульманская религиозная община в организации своей деятельности должна быть самостоятельной и самоуправляемой4. Тем самым, путем разведения гражданских обязанностей от религиозных устанавливаются четкие границы сотрудничества государства и ислама как религии, религиозная деятельность выводится из государственной деятельности и исламу предоставляется возможность действовать только как религии. Сами верующие и состоящая из них мусульманская религиозная община перестают находиться не только в противостоянии с властью, но и в услужении ей.
По сути, такие требования, как беспрекословное выполнение мусульманской религиозной общиной установлений главы государства, обязательное исполнение членами общины своих гражданских обязанностей, являются одним из главных условий принятия большинством исповедующих ислам народов ислама именно ханафитского толка. Ведь практически во всех странах до распространения ислама ханафитского толка господствовало всевластие шахов, ханов, королей и вождей племен, которые по определению не могли допустить проникновения на контролируемые ими территории других, кроме ханафитского толка, разновидностей ислама, считавших, что государственная власть должна принадлежать духовенству, а также выступавших за отказ народами от своих традиций и обычаев, не соответствующих исламу. Но выведением религиозной деятельности из государственной Абу Ханифа и его последователи преследовали цель не распространения ислама по всему миру, а сохранения за исламом преимущественно религиозных функций. Они прекрасно понимали, что если ислам будет большей частью выступать как идеология, то, как уже нами сказано, он постепенно, с изменением общественных отношений, со сменой государственного строя перестанет быть религией. Ислам может иметь свое историческое будущее как религия, только будучи свободным от государства.
Концептуально важным в ханафизме является также принятая и развитая в нем идея, заложенная в самом Коране, о том, что власть дается Аллахом и что нужно обязательно подчиняться власти, если она действует по закону, так как удерживает ислам от превращения его в идеологию, нацеленную на насильственную смену власти, а для рядового человека поддерживать свою духовность делает неизмеримо более важным, чем жажда власти. По сути, по данному – закрепленному в Коране – утверждению о том, что власть дается Аллахом, исключается вероятность насильственной смены власти, а значит, насильственная борьба за власть не может вестись под флагом ислама, как это происходит в наше время главным образом в странах, в которых население исповедует ислам не ханафитского толка. Следовательно, ислам там выступает преимущественно как идеология, а не как религия5. Также это утверждение настраивает человека относиться к государственной власти как к необходимому, объективно – по воле бога – появившемуся институту, то есть так, что общество не может без нее существовать и что, так как она дается Аллахом, идти против нее с применением насилия, проявлять непослушание означает отрицание Всевышнего.
С другой стороны, в определенной степени эта же идея-утверждение выступает идеологическим фактором формирования в исламских странах единовластия правителя, хотя в соответствии с процедурой ихтияра халиф выдвигается политической элитой – знатью и благодаря ее согласию (байя) приобретает легитимность. И это связано с тем, что в соответствии с исламскими доктринальными установками отправление власти предоставляется не массе и даже не элите, а одному человеку (халифу, имаму). За рядовым гражданином, относящим себя к мусульманской умме, оставляется повиновение и послушание, «даже по отношению к “невежественному и несправедливому” правителю»6. В такой установке членам мусульманской уммы скрывается не столько понимание того, что организованное общество даже с несправедливым правителем лучше, чем анархия и беспорядок, сколько желание не допустить вовлечения верующих в политические процессы, связанные с незаконной сменой власти. Словом, в утверждении того, что власть дается Аллахом и что нужно слушаться и повиноваться ей, даже если она несправедлива, есть не только объяснение верующим той истины, что общественная жизнь невозможна без властных отношений7, что власть закономерно получают или добиваются люди, подходящие для этого по своим качествам, но это утверждение представляет собой прямое указание на то, что властные отношения не являются вопросами религии и волновать верующего больше должны не они, а стремление к самоочищению.
В то же время в ханафизме не отрицается участие верующих в контроле со стороны общества над деятельностью правителя и в целом государственной власти. В данном учении такое право отводится духовенству (факихам), но только над теми сторонами деятельности, которые больше связаны с морально-нравственными аспектами совершаемых чиновниками проступков и преступлений8, таких как прелюбодеяние, клевета, воровство, разбой, убийство, нанесение телесных повреждений, взяточничество и др. Тем самым, контроль со стороны духовенства осуществляется над духовностью и нравственностью государственных чиновников, а не над всей их деятельностью. Точнее, контроль ограничивается теми сторонами деятельности государственных чиновников, которые входят в сферу действия религии как общественного института.
Итак, подытоживая всё вышесказанное, можем отметить, что ключевой задачей сформулированных в концепции халифата – мировоззренческой основе умеренного ислама – доктринальных положений об отношении ислама к государственной власти является обеспечение исламу как религии относительной свободы от государства путем четкого обозначения пределов его проникновения во властные отношения. В них открыто признается светская сущность государственной власти, мусульманской религиозной общине четко указывается на нецелесообразность заниматься организацией государственной власти, отправлением вообще власти как таковой. Повиновение и послушание государственной власти, несмотря на качество выполнения ею своих функций, считается прямой обязанностью мусульманина как гражданина. Достаточно убедительно обосновывается возможность проживания мусульманина в неисламской стране и в которой власть не принадлежит мусульманам. Не допускается участие мусульманской общины в насильственной смене государственной власти, так как власть, согласно исламской доктрине, дается Аллахом. Право осуществления прямого и постоянного контроля над деятельностью государственной власти отдается со стороны мусульманской общины как членов общества духовенству6. При этом контроль должен осуществляться над теми сторонами деятельности (морально-нравственные аспекты) государственных чиновников, которые входят в сферу действия религии как общественного института.
Следовательно, сформулированные в концепции халифата доктринальные положения об отношении ислама к государственной власти позволяют исламу в любых условиях или вариантах его сотрудничества (взаимоотношений) с государством сохраняться как религии (не превращаясь в идеологию) и полноценно выполнять свои функции, а ханафитам, основывающим свою деятельность на этой концепции, не претендовать на верховную власть, не противостоять и не находиться в услужении ей. Более того, своим допущением проживания мусульманина в неисламской стране и где государственная власть не принадлежит мусульманам эти доктринальные установки практически выводят государство из сферы действия ислама как религии. Вернее, государство перестает быть обязательным условием функционирования, развития и распространения ислама. Вот почему мы утверждаем, что ханафизм как религиозное учение обеспечивает исламу относительную свободу от государства.

Литература:
1. Рахимова Ф. М. Государственно-правовое учение ханафизма (VIII–XIII вв.): Автореф. дис. … канд. юр. наук // URL: http://vak.ed.gov.ru/documents/10179/1889900/avtorefRahimovaFM.pdf/d686757b-c1b2-42cf-8a0f-a601f908bf1e
2. Нагель Т. (Геттинген, Германия). Религия и государство в исламе после Х в. // Ислам и светское государство. – Ташкент, 2003 // URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/zentralasien/50123-1.pdf
3. Фурнью В. (Париж, Франция). К вопросу о взаимоотношениях между исламом и государством в странах Запада // Ислам и светское государство. – Ташкент, 2003 // URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/zentralasien/50123-1.pdf
4. Взаимоотношение мусульман и светского общества // URL: http://www.kdm69.ru/docs/Взаимоотношения%20мусульман%20и%20светского%20общества.pdf
5. Зарипов А. Взаимоотношение политики и религии в современном мире (на примере ислама) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnosheniya-politiki-i-religii-v-sovremennom-mire-na-primere-islama
6. О правителях, не судящих по Корану и Сунне (03 сен 2010) // URL: http://sforum.org/viewtopic.php?t=5054#p22534
7. Арифов С. Теория государства в Исламе // URL: rifov.com.ua/2015/01/теория-государства-в-исламе/
8. Мухетдинов Д. В. Ханафитский мазхаб – история и проблемы развития (6 июля 2011) // URL: http://dumrf.ru/islam/theology/1576

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

29-03-2024
Ханафизм как один их главных духовных и мировоззренческих основ культуры кыргызов
92

08-06-2018
Методы распространения ислама у ханафитов
8416

23-03-2018
Ханафизм как мировоззренческая основа умеренного ислама
6070

12-03-2018
Умеренный ислам как религиозная организация, исповедующая ислам ханафитского толка
6200

02-02-2018
Структурные особенности умеренного ислама
5392

05-01-2018
«Умеренный ислам» в системе понятий, описывающих деятельность мусульманских религиозных организаций
7963

02-11-2017
Проблемы определения предметной направленности понятия «умеренный ислам»
6205

06-03-2017
Тюркский фактор сближения Турции с Россией и втягивание ее в азиатские интеграционные процессы
8598

10-01-2017
ОДКБ не сможет эффективно вести борьбу с международным терроризмом, не сотрудничая с Ираном
11521

23-12-2016
Причины и следствия неустойчивости религиозной ситуации в Кыргызстане
12269

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×